Вокруг много боли: как не множить страдания, помогая себе и другим | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Вокруг много боли: как не множить страдания, помогая себе
и другим

Те, кто чувствует чужую боль так же, как свою, должны научиться рассчитывать свои эмоциональные силы

Автор: Леонид Кроль

Вокруг много боли: как не множить страдания, помогая себе и другим
Natalie Breeze / Unsplash

читайте также

В полном уме

Елена Евграфова

Мал, да дорог: как заработать на любви покупателей к мини-упаковкам

Мэнни Пицциола,  Роб Уилсон

Что делать, если вас все время отвлекают

Софи Лерой,  Тереза Гломб

Казаться, а не быть: привычки лидера, которые губят компанию

Петр Меберт

Эта статья для тех, кто не может оставаться равнодушным, глядя на страдания других. Для тех, кто чувствует чужую боль так же, как свою, или даже сильнее. Вопрос, который должны задать себе эти люди, — хорошо ли будет, если эмпатическое пропускание страданий через себя разрушит их самих, подорвет их устойчивость, не оставит сил на собственное эффективное функционирование и помощь близким? Можно ли рассчитать свои эмоциональные силы и как это сделать?

Чувства и этика — разные вещи

Ни одно из наших чувств не является этичным или неэтичным. Ни одно не является «стыдным» или «морально обязательным». Вы не обязаны непрерывно сочувствовать жертвам или ненавидеть обидчиков. Не стыдно бояться за себя сильнее, чем за тех, кому сейчас хуже. Этичными являются только действия! О них и следует думать. Что касается чувств, то они непредсказуемы и могут как захлестывать, так и вдруг сменяться полным или частичным равнодушием. Лучше всего давать себе отдельную возможность для переживаний и раздумий. Если вы удивляетесь собственной черствости, посвятите некоторое время направленной эмпатии, вчувствованию в то, что происходит с другими — прежде всего, близкими. Уверяю вас, через какое-то время чувства придут. Если, наоборот, вы не можете есть и спать из-за того, что чувства вас обуревают, постарайтесь успокоиться (как это сделать, объясняется в статье «Как уменьшить тревогу и сохранить способность действовать»). Этика может руководить вашими действиями, но дополнительно винить или стыдить себя за чувства (или их отсутствие) не следует.

Стратегия самоподзавода неконструктивна

Известно, что травма свидетеля (каких-либо трагических событий) может быть весьма сильной именно из-за того, что свидетель ничего не может сделать. Жертва может бежать или бороться, свидетель же обречен на бессилие, особенно если он не может принять участия в спасении тех, кому плохо. В подобной ситуации последнее, что стоит делать, — бесконечно и бесконтрольно пропускать через себя потоки новостей. Поймите, никому не станет лучше от того, что вы будете непрерывно погружаться в их боль. Если можете помочь делом тем, кому хуже, чем вам, — помогайте! Но если ваши возможности помочь ограничены, не заменяйте действие непрерывным наблюдением за страданиями. Это связанные, но очень разные вещи. Находите способы выныривать из чужой боли и часть времени проводить не в пространстве катастрофы.

Клубок чувств необходимо распутать

Если вам физически и морально плохо от переживаний, стоит заняться чувствами прицельно. Спросите себя: что именно вызывает у меня такую реакцию? Какой ингредиент в смеси моих чувств наиболее токсичен, сильнее всего отравляет мне жизнь? Чувства не делятся на негативные и позитивные, но не все из них и не во всех ситуациях мы можем переварить. Особое место в клубке чувств занимают оттенки тревоги и страха. Сочетаясь с переживанием ограниченности собственных возможностей, тревога может парализовать человека. Обессиливать могут стыд и вина, именно они, примешиваясь к горю или тревоге, незаметно сжирают энергию. Если это ваш случай, вернитесь к отделению чувства от этики. Понимание собственной ответственности необязательно должно вызывать вину.

В работе с чувствами важно отмечать и калибровать их оттенки, замечать, как они смешиваются. Кроме черного и белого, боли и равнодушия, ненависти и всепоглощающей любви, есть целый спектр чувств, состояний, настроений. Отмечайте переходы из одного в другое, старайтесь не застревать в одних и тех же состояниях, «разминать» себя, вспоминать те вещи, которые могут помочь вам испытать умиление, сочувствие, рассмеяться, восхититься, слегка погрустить. Это позволит вам оставаться живыми, а не быть только «горящими» или «каменными».

Забота — это пребывание с ближним

Единственное настоящее лекарство от боли, которую вы делите с другими, — забота о них, действенная любовь. Возможно, вы не можете позаботиться «о тех, кому хуже всего», но посмотрите вокруг, и вы увидите ближе к себе многих людей, которым вы действительно способны помочь. Начните с близких (не исключая из них и себя), расширьте круг до друзей и знакомых. Находите новые способы заботы и, что важно, вчувствования в нужды других. Будьте повседневно более чутким к себе и к окружающим. Эти «маленькие», негромкие чувства и есть мощное противоядие против боли и бессилия. Научитесь лучше слышать другого в разговоре, уделять время, направленное внимание. Можно написать тому, кто хотел бы вас услышать, поучаствовать в инициативе, мимо которой вы раньше прошли бы.

Стоит хорошо понимать свои группы душевной и эмоциональной принадлежности, находиться в ситуации обмена чувств с ними, не теряя при этом своей отдельности.

Сформировать горизонты планирования

Различайте для себя сферы ситуативного поведения, стратегии на больший горизонт времени и экзистенциальное планирование. Если сейчас вы будете непрерывно и на полную мощь «гореть чувствами», вскоре придут долгий отходняк, большая усталость, равнодушие. Между тем, и действовать, и чувствовать, и помогать себе и другим хорошо бы на длинной дистанции. Не живите как накануне конца света. Умение рассчитывать силы, калибровать оттенки чувств, управлять тембрами и состояниями позволит нам помогать себе и другим — не день, не месяц, а вдолгую. Эта возможность, несомненно, всем нам обязательно пригодится.