Выход есть: краткий путеводитель для руководителей и рядовых сотрудников | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Выход есть: краткий путеводитель для руководителей и
рядовых сотрудников

Как жить, работать и вести бизнес в условиях неопределенности

Автор: Юрий Мурадян

Выход есть: краткий путеводитель для руководителей и рядовых сотрудников
Hadija Saidi / Unsplash

читайте также

Чтобы отношения сложились. Беседа с психологом Джоном Готтманом

Дайан Кутю

Особенности ведения бизнеса в Израиле

Александр Бабицкий

Цена выгорания: чем бизнес платит за истощение сотрудников

Открытое офисное пространство — как правильно рассадить сотрудников

Страйкер Б. Джеймс

Для современного человека нет ничего более дестабилизирующего, чем неопределенность. Чтобы пережить кризис, необходимо быстро справиться с паникой и адаптироваться к жизни в нестабильное время. Эта задача стоит как перед предпринимателями, руководителями компаний, так и перед рядовыми сотрудниками.

Первое, что должно отрезвить лидеров компаний, — понимание того, что они представляют собой ролевую модель, на которую ориентируются подчиненные. В состоянии стресса можно потерять не только деньги и здоровье, но и команду и бизнес. На то, чтобы выстроить процессы заново, потребуется много энергии, поэтому лучше позаботиться о своем психологическом состоянии, чтобы опираться не на внешние факторы, а на внутренние. Для этого нужно в первую очередь постараться избежать ряда ошибок, а затем понять, как именно следует действовать.

Основные ошибки, которые совершают руководители в период паники

Действуют в хаосе. Многие принимают неадекватные решения, потому что действуют по схеме «‎бежать, замереть, напасть», проявляя апатию или агрессию. Например, предприниматель понимает, что, как раньше, уже не будет, и закрывается дома, уезжает в другую страну или увольняет ключевых сотрудников.

Не контролируют эмоции. Кто-то впадает в рефлексию, катастрофизирует и думает, что кризис утановился навсегда. Кризис не может длиться вечно. Но одни компании становятся сильнее, трансформируют продукт и систему, подстаривая их под новую реальность, а другие исчезают навсегда. Если думать, что все кончено, все кончится. Если строить планы даже при худшем раскладе, часть из них реализуется. Любая истерика руководителя воспринимается командой как слабость, и восстановить авторитет, когда ситуация стабилизируется, будет трудно.

Отрицают происходящее. Еще один защитный механизм при потрясении — делать вид, что ничего не поменялось. Руководители, которым комфортно все отрицать, требуют от команды работать в прежнем режиме и сами совершают действия, которые больше не могут приносить результатов. Стоит полностью пересмотреть свои цели с учетом новых обстоятельств, пересобрать команду и убедиться, что эти люди готовы работать на результат, а также сделать так, чтобы рабочая коммуникация была открытой и поддерживающей.

Что делать руководителю?

Установить короткий горизонт планирования. В период кризиса сложно строить планы на пять лет вперед, поэтому почаще отвечайте себе на вопрос: «Что сделать сегодня, чтобы было хорошо завтра?» Таким образом вы сможете совершать целевые действия каждый день и быстро получать результат.

Встретиться с партнерами и другими предпринимателями, чтобы обсудить, что делать, а не как все плохо. Так можно узнать, как выходят из кризиса представители разных сфер бизнеса, перенять другие ролевые модели и получить ответы на вопросы в сообществе единомышленников.

Определить для себя три сценария: катастрофичный, оптимальный, наилучший. Ради безопасности всей команды лучше проработать сценарий катастрофы заранее. Продумайте план Б, отложите деньги на случай, если понадобится создавать новый продукт или бизнес с нуля, наращивайте социальный капитал, который поможет привлечь инвесторов или таланты в команду.

Восстановить чувство внутреннего контроля. Примите все эмоции, которые вы проживаете как человек и как руководитель. Потери и риски заметно раскачивают эмоциональную стабильность. Сейчас все зависит от вас — это и хорошая, и плохая новости.

Осознать, что ответственность за бизнес и сотрудников лежит на лидере. Проведите открытый диалог с командой и опишите людям все варианты развития событий, даже самый плохой. Сотрудники должны знать, в каком положении находится компания.

Сначала стабилизировать, потом искать новые решения. Не нужно тратить энергию на то, чтобы порождать много новых идей: сейчас не время тестировать гипотезы. Сконцентрируйте внимание не на росте, а на точке стабильности, на фундаменте, который позволит вам строить что-то дальше.

Что делать сотруднику?

Прилагать максимум усилий. Делайте все, что в ваших силах, участвуйте во всех проектах. Сейчас идеальный момент, чтобы показать, на что вы способны. Руководитель не будет сокращать сотрудников, которые работают изо всех сил и показывают значительные результаты. Кроме того, всегда проще оставить специалиста, который полностью погружен в рабочие процессы, чем обучать нового человека.

На работе заниматься работой. Сейчас вы как никогда нужны своему руководителю, поэтому не время листать ленту, читать комментарии, даже на самую актуальную тему.

Действовать сообща. Примите на себя ответственность за общую цель. Каждый член команды — звено одной цепи, особенно в кризис.

Как жить в неопределенность?

Даже если ваши планы рухнули, все равно продолжайте их строить на ближайшее будущее. Наш мозг очень гибкий. Если вы покажете, где хотите оказаться, он построит путь, обойдя все препятствия. Не отказывайтесь от своих желаний — поехать в отпуск, завести семью и детей, открыть новые филиалы. Обстоятельства вносят коррективы, но даже в тяжелое время люди продолжают рожать детей, создавать стартапы и развивать бизнес.