«Московскую публику надо каждый раз завоевывать» | Большие Идеи

・ Дело жизни

«Московскую публику надо каждый
раз завоевывать»

Интервью с режиссером и сценографом Дмитрием Крымовым

Автор: Анна Натитник

«Московскую публику надо каждый раз завоевывать»
EASTNEWS

читайте также

Чем отличаются лучшие клиенты от просто удовлетворенных

Алан Зорфас,  Дэниел Лимон,  Скотт Мэгидс

Четыре совета тем, кто еще не готов к трудному разговору

Джозеф Гренни

Семь превращений лидера

Дэвид Рук,  Уильям Торберт

Людмила Улицкая: «Я не тот человек, который решает вопросы, моя специфика в том, чтобы их ставить»

Редакция «HBR — Россия»

Проработав больше 15 лет сценографом в лучших театрах Москвы и СССР, в начале 1990-х Дмитрий Крымов ушел из театра и занялся живописью. Через пятнадцать лет он вернулся в театр — в роли педагога, режиссера и художественного руководителя собственной лаборатории. Спектакли «Лаборатории Дмитрия Крымова» всегда становятся событием и регулярно получают самые престижные театральные премии.

HBR Россия: Что отличает обычного художника, в том числе театрального, от выдающегося?

Крымов: Прежде всего, работы. У одного — обычные, у другого — выдающиеся. А так... в жизни, возможно, ничего и не отличает — выдающегося не только от обычного, но и вообще от простого человека, не художника. Вернее, столько всего отличает, что выделить что-то одно и сказать: «Вот оно!» — невозможно. Олег Шейнцис везде искал драку, а Юра Кононенко был тихий, смешно заикающийся человек. У Сергея Бархина много разных фасонистых очков и бабочек, а у Игоря Попова очки были всегда замотаны скотчем и бабочек не было совсем. Ну, может быть, одна, я не знаю. Все они выдающиеся художники театра. А Давид Боровский, в общем-то гений, в своих джинсах был похож на простого человека в очереди за пивом. Правда, с головой римского патриция, что было особенно очевидно, когда он лежал в гробу. И я не думаю, что вы отличили бы Пиросмани от других завсегдатаев грузинской провинциальной харчевни, правда?

И потом, что такое «обычный» художник? Так не бывает. Это как «обычный» экстрасенс. Сила у них может быть разная: один двигает стакан на полметра, а другой — на сто. Если он художник — то уже не обычный. А если «обычный» — то не художник.

Все эти деления «выдающийся», «очень выдающийся» имеют место после смерти. Тогда это становится более или менее понятно. То есть смерть, собственно, во многом и проясняет этот туманный при жизни вопрос. Так что первое и основное отличие выдающегося художника — это посмертное издание его произведений издательствами Taschen или Skira.

Какова, по-вашему, задача театрального образования? Что должны получать студенты, кроме профессиональных навыков?

Они должны открыть в себе художника. Если он есть. А получить они должны помощь в этом нервном деле. Нервном — потому что проблема заключается в том, что никто не знает заранее, есть талант в человеке или нет. Можно только подозревать и надеяться, основываясь на косвенных признаках. Так что во время учебы, а иногда и после, идет поиск таланта в себе. Если он есть, надо узнать, как его зовут, какого он пола, размера, характера. Понять и принять его как часть себя. Наладить контакт. Попытаться развить. Много хлопот. Ну а параллельно с этим набираются какие-то профессиональные навыки, которые потом позволят человеку прокормиться.

Зрители зачастую не замечают работу театрального художника. Между тем, его роль в создании спектакля велика. Как бы вы ее определили?

Я пытаюсь представить себе, в каком случае зрители не замечают работу театрального художника, и вижу только один случай: когда плохой художник решил оставить сцену пустой. Тогда, действительно, ничего не видно — ни декорации, ни художника. Когда пустоту делает настоящий художник, и художника видно, и пустота осмысленна. А роль художника? Создавать образы. Как всегда.

Насколько для вас важен зритель?

Конечно, важен. Важно и количество, и качество зрителей. Одно пустое место в зрительном зале — это черная дыра, в которую уходит вся энергия спектакля. А «не тот» зритель может сделать всю твою работу бессмысленной.

Как вы взаимодействуете со зрителем?

Стараюсь делать хорошие спектакли в надежде, что зрители придут «те» — и много. И поймут меня. Теоретически при совпадении всех этих условий можно дойти до очень большой глубины взаимодействия с ними.

Как, по вашим наблюдениям, различается публика в разных странах?

Московскую надо каждый раз завоевывать, в Америке она, купив билет, заведомо приходит получить удовольствие, она открыта и наивна. В Москве реагируют на пятую «ловушку» — проверяют, в Австралии — на первую: смеются, не боятся показаться дураками. В Москве долго осторожничают, но если полюбят, то это классно, это дорогого стоит.

Должен ли, с вашей точки зрения, спектакль давать ответы на вопросы зрителей, помогать им понять что-то?

Театр — это искусство. И других задач, кроме той, чтобы быть искусством, у него нет. Все остальное его мельчит и унижает. Он не «должен» никому давать никаких ответов ни на какие вопросы, для этого есть юридические консультации, психотерапевты, финансовые аналитики и гадалки. А как истинное искусство, театр будет помогать людям тем, что он есть. И, если не давать ответы (а может вдруг и дать — это как получится), то наводить на размышления и будить чувства. Вся путаница состоит в том, что и те, кто дает деньги на театр, и те, кто в нем работает, думают, что он кому-то что-то должен. Поэзия ведь никому ничего не должна? Это-то уже выяснили? Иначе ты — Демьян Бедный? В лучшем случае. А Пушкин ни на чьи вопросы не отвечал и, наверное, жутко бы разозлился, если бы его об этом спросили. И стал бы грызть свой длинный ноготь.

По каким критериям вы оцениваете успех своего спектакля?

По какому-то шуму в ушах и ощущению легкости.

Как вам давались переходы от театра к живописи и обратно к театру?

От театра к живописи — трудно, долго. А обратно — как-то весело... Несерьезно.

Перейдя в ранг режиссеров, поняли ли вы что-то новое про театр?

Конечно. Это все равно как если ты гладишь слона или слон тебя проглотил.

Какая часть вашей работы доставляет вам самое большое удовольствие?

Наверное, придумывать новый спектакль и ходить на репетиции.

Вы как-то сказали, что слово — нечто бытовое, замызганное, задерганное. Поэтому для сцены нужны другие слова — не обычные. Что вы имели в виду?

Слово — это всепожирающий монстр. Под видом друга оно входит в твой дом и по-свойски занимает всю жилплощадь — как провинциальные родственники: «Мы же свои!» «Мы на недельку!». А остаются навсегда. И уже не повернуться — везде спят, сидят, едят такие простые, понятные, хорошие ребята, что и выгнать не поворачивается рука. Тут уже не до архитектуры. И не до театра.

Слово даже хорошего писателя автоматически не превращается в театр. Само по себе оно не создает театра. Слово может стать частью образного театрального языка, но для этого его надо приручить, как дикую норовистую лошадь, которая хочет бегать без узды и закона по своей прихоти.

Каким вам представляется путь развития театра и театрального языка?

Шостаковича однажды спросили о будущем симфонизма. Он сказал: «Смотря кто этим будет заниматься...»