читайте также
В 1992 году Ирина Прохорова создала первый независимый филологический журнал «Новое литературное обозрение». Со временем проект прирос одноименным книжным издательством, журналами «Неприкосновенный запас» и «Теория моды» и ежегодной международной научной конференцией «Банные чтения», а Ирина Прохорова получила ряд престижнейших премий, среди которых Госпремия РФ за журнал НЛО в номинации «Лучший просветительский проект» и премия Андрея Белого за заслуги перед русской литературой.
HBR — Россия: Как вы формулируете свою основную профессиональную задачу?
Прохорова: Когда я создавала журнал, в стране была нехватка книг, информации, нельзя было толком заниматься наукой. Я хотела заполнить эти лакуны, сделать журнал, который будет формировать новую гуманитарную среду. Кроме того, я ставила перед собой задачу промотировать отечественную интеллектуальную мысль, включить ее в международный контекст. Для меня НЛО — в некотором смысле вольный университет, где концентрируются лучшие мировые умы, где идет обработка новых идей, выкристаллизовываются новые направления в науке, модернизируется гуманитарное знание. Проблема нашей страны в вакууме новых созидательных идей. А свято место пусто не бывает — его занимают обскурантистские фантазмы. Мы пытаемся это предотвратить, нащупать возможности интеллектуального прорыва. Так что НЛО — просветительский проект в широком смысле слова.
Только просветительский или к тому же коммерческий?
Это специфический бизнес, он не может приносить сверхприбылей. Если вы сводите концы с концами, получаете полтора-два процента прибыли — это уже замечательно.
Вы выпускаете интеллектуальную литературу — как вам удается конкурировать с крупными издательствами?
С одной стороны, мы развиваем ту нишу, в которую они вряд ли пойдут. С другой — ведем бесконечную борьбу: ищем лазейки, вырабатываем смекалку. Мы постоянно боремся за гранты, ведем проекты с разными организациями, пытаемся оптимизировать расходы, развивать систему распространения. Кроме того, мне помогает брат, Михаил Прохоров, и я ему бесконечно признательна. К сожалению, независимых книжных издателей сейчас осталось очень мало, и их спасение я вижу, в частности, в опоре на новые технологии: интернет, электронные книги и т.д.
А государственная поддержка?
Зарубежный опыт показывает, что успех книгоиздания во многом зависит от культурной политики государства. Во Франции небольшие издательства поддерживаются на законодательном уровне, чтобы они могли конкурировать с крупными концернами и оставаться независимыми. Во многих странах существуют фонды, в том числе государственные, которые помогают издателям. Новые книги и идеи, как правило, убыточны, и, если их не поддерживать, произойдет интеллектуальный провал. Способно ли наше государство заниматься такими вещами — большой вопрос.
Каково будущее книжного рынка?
Рынок в том виде, в котором он существовал 500 лет, сильно изменится, но сохранится главное — интерес к чтению и к новой информации. В ближайшее время печатной литературы станет меньше, но она не исчезнет полностью. Будет отцифровано огромное количество книг, возникнет мировая библиотечная сеть, что может привести к новой интеллектуальной революции. Другое дело, что роль издателя изменится радикально: возможно, он будет функционировать как литагент.
В каком состоянии пребывает современная российская литература?
Интересным периодом с точки зрения литературы у нас были 1990-е годы. А сейчас, как и везде в мире, — спад. Но мы все равно ищем интересные тексты. Я на это смотрю философски: значит, идет накопление сил и подготовка к новому взлету.