Эффект IKEA: что смастерил, то и полюбил | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эффект IKEA: что смастерил, то
и полюбил

Человек слишком высоко оценивает то, во что вложил свой труд. Он скорее купит фигурку оригами, сделанную своими руками, чем ту, которую сложил профессионал. Эффект IKEA может объяснить, почему менеджеры продолжают вдыхать жизнь в безнадежные проекты: они ценят время и усилия, по­траченные на эту работу.

Автор: Майкл Нортон

Эффект IKEA: что смастерил, то и полюбил
Julie Molliver / Unsplash

читайте также

Уроки продажи ДельтаБанка

Дмитриев Кирилл

Осторожно, токсичный начальник!

Роберт Фолгер,  Шэннон Дж. Тэйлор

Сергей Чобан: «Архитектура создает среду обитания»

Интервью брала Анна Натитник

24 марта 2015 года состоялась первая совместная встреча профессиональных Клубов «Harvard Business Review — Россия»

Труд — не только важное занятие: это еще и товар, который неплохо продается. Когда в 1950-е появились готовые смеси для выпечки, женщины встретили новинку в штыки: сделать тесто стало слишком просто, труд хозяйки обесценился. Но производители изменили рецепт — в порошок нужно было добавить яйцо, — и продукт пошел на ура. Как ни странно, покупателю понравилась задачка похитрее. Это подтверждается исследованием, которое мы провели вместе с Даниэлем Мочоном из Йельского университета и Дэном Ариели из Университета Дьюка. Наш вывод таков: чем больше человек вкладывает сил и души в дело, тем больше радуется результату. Обычно мы пристрастно оцениваем творения своих рук, будь то самодельная игрушка или книжная полка: даже если они далеки от идеала, они нам нравятся. Этот феномен мы назвали «эффектом IKEA» — в честь знаменитой шведской компании, мебель которой покупатели обычно собирают сами. Во время одного эксперимента мы просили испытуемых сложить из бумаги фигурки-оригами и сказать, по какой цене они купили бы эти поделки — свои и чужие. Каждый раз результат был неизменным: все готовы были заплатить больше за собственные фигурки. Более того, от своих фигурок люди были в таком восторге, что назначали им ту же цену, что и работам профессионалов. Также оказалось, что люди высоко оценивают итоги своего труда, только если он увенчался реальными результатами. Когда испытуемые не справлялись с работой, ни о каком «эффекте IKEA» не было и речи. То есть потребители готовы приплатить за продукт из серии «сделай сам», но с одной важной оговоркой: задача должна быть достаточно сложной, чтобы человек гордился плодами своего труда, и в то же время — простой, чтобы она была ему по силам. Компаниям, которые хотят переложить на клиентов часть своей работы и для того всячески поощряют их выбирать товары и делать заказы в интернете, нужно помнить об этом.

«Эффект IKEA» проявляется и в деловой жизни. Подчас руководители продолжают выделять ресурсы на безнадежные проекты ­только потому, что уже потратили на них свои силы и время, а в результате растут невозвратные издержки компании. Другое следствие эффекта — упорное нежелание «жить по чужим указкам»: хорошие идеи, воплощенные в других компаниях, отметаются с порога, и предпочтение всегда отдается своим, пусть и более слабым разработкам. Мы охотно верим, что наши замыслы — лучшие, особенно когда они стоят нам тяжкого труда. Но не забывайте: ваши коллеги и клиенты могут думать то же самое про плоды своей работы.