Homo Amicus: как дружат руководители | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект

Homo Amicus: как
дружат руководители

Homo Amicus: как дружат руководители
Фото: Gensler

читайте также

Как действовать в условиях неопределенности

Джонатан Берман

Универсалам платят больше

Торрес Николь брала Интервью

Как провести с пользой последние десять минут рабочего дня

Рон Фридман

Символы счастливого брака

Уайер Роберт

«Homo Amicus: деловой человек в поисках друга» — это книга, написанная  Максимом Фельдманом для зрелых профессионалов, предпринимателей и управленцев, которые привыкли строить стратегические связи, но хотят научиться создавать настоящие дружеские отношения. Книга исследует тему дружбы в деловой среде и предлагает практические советы по построению прочных и значимых отношений.​

Максим Фельдман — российский бизнес-тренер, консультант и эксперт в области стратегического нетворкинга и социальных связей.

Книга опубликована издательством «Альпина ПРО», «Большие идеи» представляют отрывок из нее.

Как дружат предприниматели и в чем их главная ошибка?

Как я уже говорил, последние 10 лет мое окружение состояло преимущественно из предпринимателей и управленцев. Углубляясь в изучение темы дружбы, я то и дело видел подход, с которым многие бизнесмены выбирают друзей. Какой? Скоро объясню.

На днях я провел время с одним моим хорошим товарищем, с которым мы не виделись несколько месяцев. Недавно он стал генеральным директором успешной ИТ-компании, в которой работает около 400 человек. За ужином он рассказал, как проходит его обычный день. Каждое утро он приезжает в офис к 7:00, чтобы поработать в тишине и одиночестве перед началом нескончаемого потока встреч. С 9:00 его день превращается в бесконечную череду совещаний, не прерывающуюся даже на время обеда. Вечером он остается в офисе, чтобы разобраться с документами и электронной почтой, и только около 20:00 отправляется домой.

Встречи, звонки, совещания — так проходит вся профессиональная жизнь руководителей. Заботясь о результатах, которых должна достичь вверенная им организация (компания, предприятие, банк, учебное заведение, больница или министерство), они все время с кем-то общаются.

«У руководителей организации хорошие отношения с людьми складываются не потому, что у них есть талант к общению с людьми. Нормальные межличностные отношения возникают потому, что в своей работе и в отношениях с окружающими руководители сосредотачиваются на своем вкладе в общее дело. В результате их отношения продуктивны — и это единственно возможное определение “правильных межличностных отношений”».

Далее, рассказывая о людях, которые, по его мнению, лучше всех умели строить отношения с окружающими, Друкер говорит:

«Все трое по-разному строили взаимоотношения с людьми — с начальниками, коллегами и подчиненными, — но все ориентировали их на вклад в общий успех организации. В силу специфики все трое работали в тесном контакте с людьми, которые постоянно были объектом их пристального внимания и анализа. Всем троим приходилось принимать важные решения, касающиеся работников, но ни один из них “не зацикливался” на межличностных отношениях. Они принимали их как нечто само собой разумеющееся».

Конечно, мысль о том, что руководитель — это своего рода «машина по извлечению пользы», звучит жестко. В контексте популярного сегодня человекоцентричного и человеколюбивого лидерства такие слова звучат, словно эхо темного прошлого, — например, системы организации труда на конвейере Форда, где к работникам относились как к бездушным инструментам. Тем не менее Друкер, опубликовавший процитированный мной главный труд своей жизни в 1967 году, безусловно прав!

Рациональное мышление, умение видеть выгоду и выстраивать связи, которые принесут конкретные результаты, — благодаря этим качествам запускаются проекты, создаются компании, развивается экономика. Homo economicus — предприниматель, управленец, руководитель — не может не обладать этими компетенциями. И как бы корректен и органичен он ни был в общении, правда в том, что его общение с другими людьми должно быть ориентировано на продуктивность!

Как пишет Друкер, межличностные отношения с сотрудниками, партнерами и клиентами, конечно, возникают, но, поскольку они служат средством достижения результата, на них невозможно зацикливаться — иначе ни о какой эффективности (читай «прибыли») не может быть и речи. Даже если руководителю свойственна высокая степень человеколюбия и присущ демократический стиль управления, в общении на работе он обязан фокусироваться не на «личном», а на «бизнесе». Более глубокие личные отношения с коллегами и сотрудниками если и возникнут, то сами собой. Такова логика управления. Такова правда.

При этом совершенно понятно, что глубокие и продолжительные личные отношения с близкими и друзьями, во-первых, не могут быть столь же ориентированы на пользу, а во-вторых, когда-то они обязательно потребуют «зациклиться» — то есть сосредоточиться на них. Отношения с родителями, мужем или женой, детьми и, конечно, близкими друзьями не могут всегда случаться сами собой, а если мы принимаем их как нечто само собой разумеющееся, жди беды.

Вот и получается, что успешный деловой человек, который большую часть своей жизни общается ради пользы и в рабочих отношениях не зацикливается на личном, выходя в глубоко личное социальное пространство — к семье и друзьям, — должен обязательно уметь переключаться с позиции «главное — продуктивность» на «главное — сами отношения»!

Homo economicus должен уметь становиться homo amicus! Это непростая задача, и справляются с ней далеко не все…

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.