читайте также
Казалось бы, молодые сотрудники заинтересованы в продвижении по службе и сложное новое задание должно их стимулировать, но порой результат бывает диаметрально противоположным. Новые обязанности, необходимость учиться на ходу вытаскивают человека из зоны комфорта и порождают гнев, страх неудачи, разочарование и в итоге увольнение.
Но есть и те, кто от трудностей расцветают. Как же предсказать, кого неожиданный карьерный поворот напугает, а кого привлечет и вдохновит на подвиги?
Разгадка кроется в эмоциональном интеллекте (EQ). Изучая поведение менеджеров в рамках программы MBA, мы установили, что такого рода опыт скорее подтолкнет к увольнению человека с низким EQ, потому что он не справляется с неприятными эмоциями. У менеджеров с высоким EQ подобных явлений не наблюдается.
EQ — способность понимать эмоции и справляться с ними — проявляется во многих сферах работы. Обычно о нем вспоминают, когда речь заходит о взаимоотношениях, но EQ играет важную роль и в переживании трудных жизненных ситуаций. Люди с высоким EQ используют свою способность регулировать эмоции, чтобы справиться с неприятными чувствами. Они умеют переосмыслить трудности как ценные возможности.
Опыт новой работы дается порой дорогой ценой: приходится осваивать новые навыки, общаться с незнакомыми людьми, решать нестандартные проблемы. Представьте себе молодого человека, которому поручили несколько мероприятий крупной маркетинговой программы: ему придется немало попутешествовать, освоить логистику и координировать усилия огромного количества людей. Он начинает переживать из-за груды обязанностей, свалившейся на него, и ему кажется, будто его усилия никто не ценит. Когда рекрутинговая компания предложила ему эту вакансию, он, конечно, ухватился за нее обеими руками. Но в итоге двойной проигрыш: организация, из которой он ушел, лишилась перспективного специалиста, а молодой человек не видит возможности раскрыть на новой работе свой потенциал.
Проблемы можно было бы избежать. Одно из решений — развивать и продвигать тех одаренных сотрудников, которые набирают высокие баллы в стандартных тестах EQ. Однако ни в больших, ни в малых организациях руководство не может позволить себе отбирать людей только с высоким EQ — это слишком сужает выбор. Но есть более прагматичный путь: компании могут применить современные знания о EQ, чтобы помочь молодым менеджерам выдержать трудные болезни роста.
Во-первых, было бы правильно расширять круг обязанностей постепенно, не так резко. Не бросайте людей сразу в самое пекло. Дайте им время привыкнуть или разделите повышение на несколько этапов, чтобы сотрудники успевали справляться со страхом и другими негативными эмоциями.
Во-вторых, компании могут регулярно и часто проверять эмоциональное состояние людей, которые получили новые задания и назначения, и обеспечивать эмоциональную поддержку тем, кто впал в депрессию или испытывает стресс. Кто-то нуждается в коучинге, чтобы переосмыслить ситуацию и увидеть в ней позитивную возможность учиться. Кому-то нужна конкретная помощь коллег или старших для выполнения задания.
Эти менеджерские практики потребуют перемен в общей атмосфере компании. Всмотритесь, как у вас на работе воспринимают эмоции. Отводят ли им достойное место? Готовы ли топ-менеджеры тратить время и ресурсы, чтобы научить людей контролировать свои эмоции? Готовы ли руководители и коллеги жертвовать своим временем, чтобы помочь молодым?
Если компания пренебрегает эмоциональной стороной дела, а сотрудники барахтаются и выходят из сложных ситуаций кто как сумеет, она рискует потерять многих потенциально талантливых людей. Но если компания проявляет заботу о чувствах своих будущих лидеров, нанимает людей с высоким EQ и активно поддерживает их на всех этапах развития, она сможет раскрыть потенциал молодых специалистов и существенно снизить текучесть кадров.
Материал подготовлен совместно с доцентом и профессором школы бизнеса им. Роберта Смита при университете штата Мериленд Мьенг-гу Сео и Кэтрин Бартон
Читайте по теме: