Учеба без отрыва от смартфона | Большие Идеи

・ Лидеры

Учеба без отрыва
от смартфона

Интервью с гендиректором Coursera Джефом Маджионкалда

Автор: Тимур Батыров

Учеба без отрыва от смартфона
Наталья Шарапова

читайте также

Не тратьте зря время между встречами

Джордан Коэн

Четыре шага, которые помогут возродить бренд

Ана Анджелик

Какого поведения лидерам следует избегать?

Мюриэл Уилкинс,  Эми Джен Су

Три испытания для супругов-карьеристов

Дженнифер Петрильери

На рынке онлайн-образования есть небольшие сервисы, помогающие развить конкретные профессиональные навыки, и крупные образовательные платформы, предоставляющие доступ к тысячам курсов. Одна из таких платформ — Coursera. Ее аудитория — 37 млн человек, а курсы для нее готовят более 170 университетов и 30 бизнес-партнеров. Генеральный директор Coursera Джеф Маджионкалда рассказал «Harvard Business Review — Россия» о том, как меняется онлайн-образование.

HBR — Россия: Многие критикуют онлайн-курсы за то, что их слушатели не вовлечены в процесс обучения и редко заканчивают начатые программы. Как вы ответите на эту критику?

Маджионкалда: Примерно 10—20% студентов, которые слушают наши курсы бесплатно, доходят до конца обучения. Но дело здесь не в недостатке мотивации. Часто людям интересны не целые программы, а отдельные курсы, которые помогают решать конкретные задачи. Однако многие пользователи, которые начали с бесплатного обучения, впоследствии переходят на платное — 40—50% из них полностью проходят программу.

Больше половины студентов наших магистерских программ, которые мы предлагаем совместно с 8 вузами мира, тоже начинали с бесплатных уроков. 90% этих людей изучают всю программу целиком и в результате получают диплом. Впрочем, студенты могут проходить лишь некоторые магистерские курсы, которые им засчитывают университеты.

В конечном итоге лучшая мотивация для учащегося — широкий выбор курсов, максимальная гибкость и сертификаты, которые ценят работодатели.

Считается, что работодатели не слишком доверяют дипломам образовательных онлайн-платформ.

Чтобы получить диплом магистра на нашей платформе, нужно приложить не меньше усилий, чем при офлайн-обучении. Для этого необходимо пройти около 30 курсов, принять участие в видеообщении с профессором и учебными ассистентами, в групповых онлайн-проектах. Многие студенты заходят на Coursera со смартфонов — по дороге на работу, во время ланча, то есть используют любую возможность, чтобы прослушать лекции и проверить свои знания. Наши выпускники — ценные специалисты, а для работодателей это самое главное.

Кроме того, университеты, с которыми мы сотрудничаем, выдают слушателям наших магистерских программ дипломы, которые ничем не отличаются от получаемых обычными студентами. К примеру, по окончании программы MBA Иллинойского университета у вас будет диплом, на котором написано «Master of Business Administration», а не «Coursera» или «онлайн».

А если на сертификате нет имени престижного вуза?

Многие из таких документов свидетельствуют о наличии у их обладателей знаний, которые нельзя получить в большинстве современных университетов. В первую очередь это касается курсов по искусственному интеллекту и машинному обучению. У нас, например, есть разработанный совместно с компанией Google курс «Machine Learning with TensorFlow on Google Cloud Platform». Сертификат о прохождении такого курса имеет большую ценность для работодателей.

Как вы контролируете процесс сдачи экзаменов?

Если наши партнеры хотят убедиться в том, что тест проходит человек, прослушавший курс, а не кто-то другой, и что он не жульничает, на экзамене будут присутствовать наблюдатели. Можно организовать видеотрансляцию тестирования или провести его в специальных местах, где каждый учащийся показывает удостоверение личности.

Если говорить о магистерских программах, то они включают много групповых проектов, а это предполагает активное взаимодействие однокурсников, в том числе по видеосвязи. Даже если финальные испытания проходят без надзирателей, ваши коллеги в процессе обучения увидят, сами ли вы делаете работу, и оценят ваше участие в проекте.

Есть ли у ваших студентов возможность практиковаться в направлениях, которые они изучают?

Приведу такой пример. На Coursera сотни курсов по компьютерным наукам, а лучший способ научиться программированию — писать код. Когда наши студенты смотрят видеолекции по этой дисциплине, на их экранах появляется специальное окно, в котором они могут написать код и тут же проверить его правильность.

Мы также даем возможность компаниям и университетам добавлять в свои курсы плагины, написанные на JavaScript. На совместной с Google программе сертификации ИТ-специалистов можно, переставляя комплектующие на экране, научиться сборке компьютера. А в магистерской программе Лондонского университета по информатике есть система управления виртуальным аэропортом.

Сейчас мы разрабатываем магистерскую программу по электротехнике — ее студентам нужно уметь работать руками. Наши партнеры будут отправлять учащимся специальные комплекты, которые позволят им практиковаться дома, снимать это на видео и получать обратную связь от преподавателей.

Вы планируете применять в обучении виртуальные технологии?

Работа над этим сейчас ведется. VR-технологии улучшают любую образовательную программу. Люди, интересующиеся научными дисциплинами, могут детально изучать физические явления и процессы. А если вы хотите улучшить коммуникационные навыки, можно создать виртуальное пространство для общения с другими людьми.

Используете ли вы данные о своих студентах?

Да, с помощью данных мы хотим облегчить жизнь учащимся. Например, специальные уведомления советуют уделить особое внимание тестам, которые вызвали трудности у других студентов. А прежде чем учащийся приступит к финальному экзамену по предмету, мы предоставляем ему персонализированную подборку видеоуроков, которые просматривали студенты со схожими результатами промежуточных тестов. Таким образом, каждый понимает, как устранить пробелы в знаниях.