Учеба без отрыва от смартфона | Большие Идеи

・ Лидеры

Учеба без отрыва
от смартфона

Интервью с гендиректором Coursera Джефом Маджионкалда

Автор: Тимур Батыров

Учеба без отрыва от смартфона
Фото: Наталья Шарапова

читайте также

«Счастливые часы» Facebook

Вамси Канури,  Исин Чен,  Шрихари Сридхар

«Для тех, кому по-прежнему нужна корочка с печатью, мы что-нибудь придумаем»

Максим Спиридонов

Съесть червяка: используйте метафоры правильно

Андрей Скворцов

5 cоветов, как не привести себя и свою компанию к краху

Розабет Мосс Кантер

На рынке онлайн-образования есть небольшие сервисы, помогающие развить конкретные профессиональные навыки, и крупные образовательные платформы, предоставляющие доступ к тысячам курсов. Одна из таких платформ — Coursera. Ее аудитория — 37 млн человек, а курсы для нее готовят более 170 университетов и 30 бизнес-партнеров. Генеральный директор Coursera Джеф Маджионкалда рассказал «Harvard Business Review — Россия» о том, как меняется онлайн-образование.

HBR — Россия: Многие критикуют онлайн-курсы за то, что их слушатели не вовлечены в процесс обучения и редко заканчивают начатые программы. Как вы ответите на эту критику?

Маджионкалда: Примерно 10—20% студентов, которые слушают наши курсы бесплатно, доходят до конца обучения. Но дело здесь не в недостатке мотивации. Часто людям интересны не целые программы, а отдельные курсы, которые помогают решать конкретные задачи. Однако многие пользователи, которые начали с бесплатного обучения, впоследствии переходят на платное — 40—50% из них полностью проходят программу.

Больше половины студентов наших магистерских программ, которые мы предлагаем совместно с 8 вузами мира, тоже начинали с бесплатных уроков. 90% этих людей изучают всю программу целиком и в результате получают диплом. Впрочем, студенты могут проходить лишь некоторые магистерские курсы, которые им засчитывают университеты.

В конечном итоге лучшая мотивация для учащегося — широкий выбор курсов, максимальная гибкость и сертификаты, которые ценят работодатели.

Считается, что работодатели не слишком доверяют дипломам образовательных онлайн-платформ.

Чтобы получить диплом магистра на нашей платформе, нужно приложить не меньше усилий, чем при офлайн-обучении. Для этого необходимо пройти около 30 курсов, принять участие в видеообщении с профессором и учебными ассистентами, в групповых онлайн-проектах. Многие студенты заходят на Coursera со смартфонов — по дороге на работу, во время ланча, то есть используют любую возможность, чтобы прослушать лекции и проверить свои знания. Наши выпускники — ценные специалисты, а для работодателей это самое главное.

Кроме того, университеты, с которыми мы сотрудничаем, выдают слушателям наших магистерских программ дипломы, которые ничем не отличаются от получаемых обычными студентами. К примеру, по окончании программы MBA Иллинойского университета у вас будет диплом, на котором написано «Master of Business Administration», а не «Coursera» или «онлайн».

А если на сертификате нет имени престижного вуза?

Многие из таких документов свидетельствуют о наличии у их обладателей знаний, которые нельзя получить в большинстве современных университетов. В первую очередь это касается курсов по искусственному интеллекту и машинному обучению. У нас, например, есть разработанный совместно с компанией Google курс «Machine Learning with TensorFlow on Google Cloud Platform». Сертификат о прохождении такого курса имеет большую ценность для работодателей.

Как вы контролируете процесс сдачи экзаменов?

Если наши партнеры хотят убедиться в том, что тест проходит человек, прослушавший курс, а не кто-то другой, и что он не жульничает, на экзамене будут присутствовать наблюдатели. Можно организовать видеотрансляцию тестирования или провести его в специальных местах, где каждый учащийся показывает удостоверение личности.

Если говорить о магистерских программах, то они включают много групповых проектов, а это предполагает активное взаимодействие однокурсников, в том числе по видеосвязи. Даже если финальные испытания проходят без надзирателей, ваши коллеги в процессе обучения увидят, сами ли вы делаете работу, и оценят ваше участие в проекте.

Есть ли у ваших студентов возможность практиковаться в направлениях, которые они изучают?

Приведу такой пример. На Coursera сотни курсов по компьютерным наукам, а лучший способ научиться программированию — писать код. Когда наши студенты смотрят видеолекции по этой дисциплине, на их экранах появляется специальное окно, в котором они могут написать код и тут же проверить его правильность.

Мы также даем возможность компаниям и университетам добавлять в свои курсы плагины, написанные на JavaScript. На совместной с Google программе сертификации ИТ-специалистов можно, переставляя комплектующие на экране, научиться сборке компьютера. А в магистерской программе Лондонского университета по информатике есть система управления виртуальным аэропортом.

Сейчас мы разрабатываем магистерскую программу по электротехнике — ее студентам нужно уметь работать руками. Наши партнеры будут отправлять учащимся специальные комплекты, которые позволят им практиковаться дома, снимать это на видео и получать обратную связь от преподавателей.

Вы планируете применять в обучении виртуальные технологии?

Работа над этим сейчас ведется. VR-технологии улучшают любую образовательную программу. Люди, интересующиеся научными дисциплинами, могут детально изучать физические явления и процессы. А если вы хотите улучшить коммуникационные навыки, можно создать виртуальное пространство для общения с другими людьми.

Используете ли вы данные о своих студентах?

Да, с помощью данных мы хотим облегчить жизнь учащимся. Например, специальные уведомления советуют уделить особое внимание тестам, которые вызвали трудности у других студентов. А прежде чем учащийся приступит к финальному экзамену по предмету, мы предоставляем ему персонализированную подборку видеоуроков, которые просматривали студенты со схожими результатами промежуточных тестов. Таким образом, каждый понимает, как устранить пробелы в знаниях.