Казаться, а не быть: привычки лидера, которые губят компанию | Большие Идеи

・ Лидеры

Казаться, а не быть: привычки лидера, которые губят
компанию

Эксперт по стратегическому и личностному развитию Петр Меберт, бывший топ-менеджер в BCG и Сбербанке, о самых токсичных привычках лидеров — от менеджеров до олигархов

Автор: Петр Меберт

Казаться, а не быть: привычки лидера, которые губят компанию
Предоставлено героем

читайте также

Великие инноваторы смотрят с другого ракурса

Ян Гоншер

Пять практик успешного проектирования для бизнеса

Леа Були

Не только зарплата

Билл Фотч,  Деннис Кэмпбел,  Джон Кейс

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Более чем за 25 лет практики мне довелось работать с десятками компаний — от стартапов до крупнейших российских и международных корпораций. И особенное внимание я всегда уделял изучению роли руководителей. Многие из них были не только СЕО, но и основателями, владельцами и теми, кого в России принято называть олигархами.


Роль этих людей в компании нельзя недооценивать. Ведь именно они закладывают ее ДНК — ценности, культуру, традиции — словом, все, что не описано в корпоративных документах и чему зачастую не обучают новых сотрудников в ходе онбординга. Интересно, что многие особенности управленческого стиля, которые можно отнести к конструктивным или просто позитивным, коллектив воспринимает как нечто само собой разумеющееся. 

Все же волю топ-менеджера и тем более акционера обычно в компании воспринимают как что-то естественное и априори достойное уважения и подражания. Однако если руководитель оказывается замечен или хотя бы подозреваем в слабостях и странных менеджерских «привычках», а тем более злонамеренных действиях по отношению к коллективу или отдельным подчиненным, более разрушительного воздействия на культуру компании представить трудно. Какие привычки наиболее деструктивны?

Игнорирование, обесценивание, присваивание себе вклада сотрудников

Мне довелось работать с одной российской госкомпанией, где руководитель, бывший высокопоставленный чиновник, тщательно собирал мнения своих заместителей и руководителей отделов по различным вопросам, запускал задачи в параллель, чтобы потом скомпилировать из них собственное решение и принести его высшему руководству. И очень раздражался (даже кричал и ругался), если потом на общих собраниях с высшим начальством сотрудники дополняли свои же идеи чем-то помимо содержания поданных ему докладных записок. Ведь никто не должен быть умнее его самого. 

Некоторые менеджеры идут дальше и применяют газлайтинг: присваивают идеи подчиненного, при этом (порой даже публично!) объясняя, что он ничего не понимает, а его вклад ничего не стоит. Реакция команды предсказуема: низкая вовлеченность и лояльность к компании, имитация активности и текучка, особенно среди ярких, самостоятельных, харизматичных сотрудников.

Чрезмерная концентрация личной власти

Этим грешат неуверенные в себе топ-менеджеры, которых зачастую «ставит» на руководящую позицию кто-то сверху — например, государственный орган или совет директоров. Важнейшая задача таких руководителей — не потерять контроль над ситуацией, особенно показной, поэтому они очень любят микроменеджмент. Это достаточно типично для российских компаний в случае, если человек попадает на высокую должность в результате не меритократии, а какой-то закулисной административной борьбы.

Часто адепты тотального контроля бывают выходцами из силовых структур. Я знавал одного бывшего военного, ставшего топ-менеджером и уверенного, что залог успеха — это армейская дисциплина. В его подразделении, которое отнюдь не являлось службой безопасности, имелись соответствующие формы отчетности, доклады, уставы, даже построения. Действовать полагалось строго по регламенту. В итоге команда потеряла способность к проявлению инициативы, а самого руководителя в конце концов сняли с должности: погрузившись в бесконечную проверку отчетов, он перестал заниматься стратегическими задачами, трезво расставлять приоритеты и принял немало пагубных решений.

Стремление к тотальному контролю и единоличному правлению неизбежно приводит к излишней бюрократии, потере самостоятельности и нежеланию сотрудников брать на себя ответственность.

Неспособность признавать свои ошибки и отвечать за них

Такие руководители обвиняют других в своих проступках или находят оправдания вместо того, чтобы признать ошибки, открыто их обсудить и научиться их не допускать. Команда начинает вести себя аналогично, и впоследствии уже вся организация будет заметать ошибки под ковер вместо их систематизации, изучения и внедрения последовательных улучшений. Об этом хорошо написано в книге профессора Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон «The right kind of wrong».

Когда я работал в ТНК–ВР («Тюменская нефтяная компания» и британская British Petroleum), часть менеджмента была международной, но большинство производственных должностей занимали «красные директора». В ВР управление демократичное — хорошие сотрудники ценятся, инициатива поощряется, есть возможность регулярного повышения квалификации. И эта культура столкнулась с культурой «я начальник — ты дурак». На одном из НПЗ директор был классическим тефлоновым «красным генералом», который разговаривает матом, строит подчиненных, воспринимает их как пешек и, разумеется, не признает собственных ошибок. На другом НПЗ был международный менеджмент. И эффективность ремонтов, плановых мероприятий и в целом всех проектов там — на порядок выше. Почему? Просто к людям на предприятии прислушивались, были открыты к диалогу, а ошибки становились поводом не для крика и разборок, а для обсуждения и анализа. Люди не боялись ошибиться, а значит — проявить инициативу, и работали на результат.

Ошибка может быть полезна для компании, если правильно среагировать и сделать выводы. Недаром в Netflix есть принцип: об ошибках громко, о достижениях шепотом. В авиационной отрасли, если случается проблема с конкретным лайнером, все самолеты данной марки останавливаются и проверяются на наличие недочета, технической неполадки, поскольку приоритет — безопасность. 

Если говорить о бизнесе, то чем чаще ошибки будут выноситься на общее обсуждение, чем точнее будет анализ и яснее их причина, чем четче будут прокладываться дорожные карты для их устранения в будущем — тем лучше для организации.  

Отсутствие конструктивного, структурированного и регулярного фидбэка подчиненным

Сколько раз твердили миру о важности обратной связи, о том, что правильный, соответствующий целям развития компании фидбэк — это поддержка сотрудника, фактически коучинг. Увы, очень часто обратная связь, если она есть, оказывается не положительной или конструктивной, а отрицательной и представляет собой средство сведения счетов. В одной IT-компании, с которой я сотрудничал, типичный фидбэк был не просто плохой — он был непрозрачный, а его «получатель» сразу, без объяснения причин, отправлялся на головомойку к высшему начальству. В результате сотрудники испытывали постоянный стресс и плохо обучались новому функционалу. 

Такой стиль коммуникации оставляет большое пространство для нечистоплотного менеджера, когда любое событие может быть интерпретировано не в пользу сотрудника, поскольку конкретные договоренности зафиксированы не были. 

Результат предсказуем — неуверенность сотрудников, нежелание вступать в диалог и идти на риск, принимать самостоятельные решения. Вместо эффективной работы и конструктивного обсуждения результатов — имитация активности и сервильность.

Обратная связь на деле — один из действенных методов мотивировать команду. Как сделать этот инструмент эффективным? Существует несколько важных правил: фидбэк должен быть добровольным, это не формат активной дискуссии, роль одной из сторон — активный слушатель. Обратная связь также должна быть конкретной, а сам формат — адаптивным к конкретному сотруднику и его характеру. 

Неуважение к личному времени сотрудников

Ночные заседания, поручения в пятницу с дедлайном в понедельник, несвоевременное изучение руководством представленных материалов или результатов работы… Все это приводит к выгоранию сотрудников, потере мотивации и текучке, особенно среди «рабочих лошадок», на которых держится успех организации. Очень популярный феномен в корпоративном мире независимо от географии!

Разумеется, идеальных условий не бывает. А «черные лебеди», срочные задачи, форс-мажоры, необходимость выложиться прямо здесь и сейчас — очень даже. Например, в BCG вполне нормально работать по 12—14 часов в день. Однако там действует четкий «общественный договор».

Да, рабочий день бывает ненормированным. Но, во-первых, за это платится высокая зарплата. Во-вторых, запрещено ставить задачи по принципу «нужно вчера»: любые дедлайны разумны и проверены практикой. В-третьих, зафиксированное личное время сотрудника — это святое. 

К сожалению, во многих окологосударственных компаниях принцип иной — «работай или умри». Отсюда бесконечные выматывающие планерки, дополнительные неоплачиваемые обязанности, задачи с пометкой «срочно», поступающие в 22:00.

Неуважение к личному времени сотрудника — это признак неотлаженных корпоративных процессов и очень плохой симптом для компании, демонстрирующий, помимо прочего, неорганизованность ее руководителя.

Подытожим. Плохой менеджмент — это обычно «комплексное заболевание». Если у руководителя есть одна из плохих привычек — скорее всего, найдутся и другие. А компании, у топов которых не замечен ни один из тревожных симптомов, — самые комфортные для работы, конструктивные и психологически безопасные. Сотрудники там выкладываются на 100%, так как уверены в том, что их усилия будут адекватно оценены, а бизнес получает эффективные результаты.  

В итоге не существует руководителя, который никогда не ошибается. Но команда отпустит ему любые грехи, если он искренне ищет обратную связь, слышит то, что до него пытаются донести, читает «между строк» и прикладывает усилия, чтобы изменить свое поведение. Поэтому если бы меня попросили сформулировать девиз настоящего лидера, за которым идут люди, я бы сказал: «Не казаться, а быть. И не просто быть, а быть способным слышать и меняться».