Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры | Большие Идеи
Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры

Агнес Бейкер , Аманда Гудолл , Джеймс Столлер
Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры

Здравоохранение стало исключительно сложной отраслью: баланс качества и цены, технологии и человеческого фактора предъявляет к медикам все более высокие требования. Эти задачи требуют выдающихся лидеров. Было время, когда считалось, что доктора плохо подготовлены к роли лидеров, поскольку из-за специфики их отбора и обучения из них скорее получались «героические целители-одиночки». Но времена меняются. Акцент на здравоохранении, где в центре всего находится пациент, а также на эффективности в достижении медицинских результатов, приводит к тому, что теперь врачей готовят к лидерству.

Лучшие клиники

Клиника Mayo – лучшее лечебное учреждение в рэнкинге US News and World Report (USNWR) за 2016 год. Кливлендская клиника занимает второе место. Генеральные директора обеих организаций – высококвалифицированные врачи Джон Ноузуорти и Делос Косгроув. Более того, оба этих лечебных учреждения возглавляли врачи с момента их основания около ста лет назад. Не говорит ли это об общем правиле?

В 2011 году было опубликовано исследование, посвященное гендиректорам ста лучших клиник из рейтинга USNWR в трех медицинских специализациях: онкологии, болезнях ЖКТ и сердечно-сосудистые заболеваниях. Авторы исследования задали простой вопрос: какие лечебные учреждения получают более высокие оценки – те, что возглавляют специалисты с медицинским образованием, или управляемые профессиональными менеджерами, а не медиками? Анализ данных показал, что клиники, управляемые врачами, получили оценки в среднем на 25% выше, чем те, во главе которых стояли управленцы от здравоохранения.

Эти данные, разумеется, не доказывают, что из докторов получаются лучшие лидеры, хотя результаты исследования соответствуют этому утверждению. Подобную корреляцию обнаруживают и другие исследования. Из работ Ника Блума, Рафаэллы Садун и Джона Ван Реенена видно, насколько важно для эффективности больницы применение хороших менеджерских практик. Также эти исследователи обнаружили, что самый значительный положительный эффект имело увеличение доли менеджеров с медицинским образованием. Иными словами, разделение между медицинскими и управленческими компетенциями в лечебных учреждениях ассоциировалось с неудовлетворительным менеджментом.

Идея, что здравоохранением должны управлять медики, согласуется с результатами наблюдений за многими другими отраслями. Специалисты в разных сферах (такие же лидеры-эксперты, как и врачи в медучреждениях) так или иначе связаны с более эффективным менеджментом организаций в таких разных областях, как университетское образование (где лидеры-ученые повышают качество исследований), баскетбол (где тренеры, когда-то игравшие за команду всех звезд, достигают успехов в NBA) и гонки «Формула-1» (где бывшие гонщики становятся прекрасными руководителями команд).

Почему из врачей получаются хорошие управленцы

Какие качества врачей-руководителей могут играть роль в более высокой эффективности управляемых ими организаций? Создает ли лидер-медик более теплую и продуктивную рабочую атмосферу для других врачей, поскольку является «одним из них»? Помогает ли доктору в руководстве учреждением понимание мотивации других медиков? Когда этот вопрос задали доктору Делосу Косгроуву, гендиректору Кливлендской клиники, он без колебаний ответил: «Доверие… доверие коллег». Другими словами, когда выдающийся врач возглавляет крупную клинику, это посылает окружающим сигнал о том, что он «проделал весь путь» и тем самым приобрел доверие и понимание нужд коллег. Но стоит еще добавить, что этот сигнал о доверии передается и заинтересованным лицам вне клиники: будущим сотрудникам, пациентам, фармацевтической промышленности, жертвователям.

На сайте клиники Mayo утверждается, что ей руководит врач, поскольку «это помогает обеспечить постоянную сосредоточенность на главной ценности – нуждах пациента». Поскольку врачи в течение всего своего профессионального пути учитывают интересы пациентов, когда они приходят на руководящие должности, это ожидаемо приносит более ориентированную на пациентов стратегию.

В недавнем исследовании, где с помощью случайной выборки соотносились американские и британские руководители и подчиненные, мы обнаружили, что руководитель с экспертизой в профильном бизнесе ассоциируется с более высоким уровнем удовлетворенности сотрудников и незначительным количеством желающих уволиться. Это относится и к лидерам-врачам. Возможно, они знают, как повысить удовлетворенность других докторов, тем самым повышая эффективность всей организации.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Нейронные сети: как работает мозг
Вейц Адам,  Мейсон Малия
Четыре мифа о молчании
Беррис Итэн,  Детерт Джеймс,  Харрисон Дэвид