Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры | Большие Идеи
Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры

Агнес Бейкер , Аманда Гудолл , Джеймс Столлер
Лидеры в халатах: почему из врачей получаются хорошие менеджеры

Здравоохранение стало исключительно сложной отраслью: баланс качества и цены, технологии и человеческого фактора предъявляет к медикам все более высокие требования. Эти задачи требуют выдающихся лидеров. Было время, когда считалось, что доктора плохо подготовлены к роли лидеров, поскольку из-за специфики их отбора и обучения из них скорее получались «героические целители-одиночки». Но времена меняются. Акцент на здравоохранении, где в центре всего находится пациент, а также на эффективности в достижении медицинских результатов, приводит к тому, что теперь врачей готовят к лидерству.

Лучшие клиники

Клиника Mayo – лучшее лечебное учреждение в рэнкинге US News and World Report (USNWR) за 2016 год. Кливлендская клиника занимает второе место. Генеральные директора обеих организаций – высококвалифицированные врачи Джон Ноузуорти и Делос Косгроув. Более того, оба этих лечебных учреждения возглавляли врачи с момента их основания около ста лет назад. Не говорит ли это об общем правиле?

В 2011 году было опубликовано исследование, посвященное гендиректорам ста лучших клиник из рейтинга USNWR в трех медицинских специализациях: онкологии, болезнях ЖКТ и сердечно-сосудистые заболеваниях. Авторы исследования задали простой вопрос: какие лечебные учреждения получают более высокие оценки – те, что возглавляют специалисты с медицинским образованием, или управляемые профессиональными менеджерами, а не медиками? Анализ данных показал, что клиники, управляемые врачами, получили оценки в среднем на 25% выше, чем те, во главе которых стояли управленцы от здравоохранения.

Эти данные, разумеется, не доказывают, что из докторов получаются лучшие лидеры, хотя результаты исследования соответствуют этому утверждению. Подобную корреляцию обнаруживают и другие исследования. Из работ Ника Блума, Рафаэллы Садун и Джона Ван Реенена видно, насколько важно для эффективности больницы применение хороших менеджерских практик. Также эти исследователи обнаружили, что самый значительный положительный эффект имело увеличение доли менеджеров с медицинским образованием. Иными словами, разделение между медицинскими и управленческими компетенциями в лечебных учреждениях ассоциировалось с неудовлетворительным менеджментом.

Идея, что здравоохранением должны управлять медики, согласуется с результатами наблюдений за многими другими отраслями. Специалисты в разных сферах (такие же лидеры-эксперты, как и врачи в медучреждениях) так или иначе связаны с более эффективным менеджментом организаций в таких разных областях, как университетское образование (где лидеры-ученые повышают качество исследований), баскетбол (где тренеры, когда-то игравшие за команду всех звезд, достигают успехов в NBA) и гонки «Формула-1» (где бывшие гонщики становятся прекрасными руководителями команд).

Почему из врачей получаются хорошие управленцы

Какие качества врачей-руководителей могут играть роль в более высокой эффективности управляемых ими организаций? Создает ли лидер-медик более теплую и продуктивную рабочую атмосферу для других врачей, поскольку является «одним из них»? Помогает ли доктору в руководстве учреждением понимание мотивации других медиков? Когда этот вопрос задали доктору Делосу Косгроуву, гендиректору Кливлендской клиники, он без колебаний ответил: «Доверие… доверие коллег». Другими словами, когда выдающийся врач возглавляет крупную клинику, это посылает окружающим сигнал о том, что он «проделал весь путь» и тем самым приобрел доверие и понимание нужд коллег. Но стоит еще добавить, что этот сигнал о доверии передается и заинтересованным лицам вне клиники: будущим сотрудникам, пациентам, фармацевтической промышленности, жертвователям.

На сайте клиники Mayo утверждается, что ей руководит врач, поскольку «это помогает обеспечить постоянную сосредоточенность на главной ценности – нуждах пациента». Поскольку врачи в течение всего своего профессионального пути учитывают интересы пациентов, когда они приходят на руководящие должности, это ожидаемо приносит более ориентированную на пациентов стратегию.

В недавнем исследовании, где с помощью случайной выборки соотносились американские и британские руководители и подчиненные, мы обнаружили, что руководитель с экспертизой в профильном бизнесе ассоциируется с более высоким уровнем удовлетворенности сотрудников и незначительным количеством желающих уволиться. Это относится и к лидерам-врачам. Возможно, они знают, как повысить удовлетворенность других докторов, тем самым повышая эффективность всей организации.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Без цели нет роста
Дэн Понтефракт
Мы или она!
Елена Евграфова
ИИ 1, и 2, и 3: каким будет новый интеллект в XXI веке
Гарри Каспаров,  Дэвид Де Кремер