Пять ловушек для нового руководителя | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять ловушек для
нового руководителя

Как избежать роковых ошибок на новом месте

Автор: Сабина Наваз

Пять ловушек для нового руководителя

читайте также

Хотите выступить успешно? Добавьте в свой рассказ образ злодея

Грег Стоун

Новые одиночки

Гусинская Ирина

Секрет японских ноу-хау

Ставьте интересы компании выше интересов своего отдела

Дуглас Рэди

читайте также

Организации тратят немало времени и средств на то, чтобы нанять CEO или топ-менеджера, способного привнести в компанию свое видение и произвести в ней необходимые перемены. Однако, как показывают исследования, с вероятностью в 50% новый руководитель покинет свой пост в первые 18 месяцев работы. Такие неудачи приводят не только к сбою в работе компании, но и к значительным финансовым потерям. Согласно одной из оценок, потери могут достигать суммы в 10 раз превышающей зарплату руководителя — а иногда и большей.

Новые CEO покидают организации по разным причинам: некоторые из них ссылаются на несоответствие корпоративной культуре компании, ожиданиям работодателей, на недостаточное введение в должность. В действительности же, многие руководители неосознанно обрекают себя на провал за первые несколько месяцев пребывания на новом месте.

Любой CEO, нанятый извне, стремится принести организации пользу и продемонстрировать начальникам и подчиненным, что он подходит для своей новой должности. В моей практике мне приходилось консультировать руководителей, менявших место работы. Мой опыт позволяет выделить ряд ловушек, в которые нередко попадают лидеры, которым не терпится решать рабочие задачи, принимать важные решения и в целом улучшать компанию. К счастью, есть способы, позволяющие обойти эти ловушки и успешно ассимилироваться на новом месте.

Ловушка №1: Не торопитесь с новой концепцией развития компании. Будучи руководителем на новой должности, вы наверняка полны энтузиазма и идей. Однако, не исключено, что эти идеи не были реализованы до вас по весьма веским причинам. Рассмотрим пример Лена, который был нанят на место заместителя председателя отдела корпоративного обучения в одной из компаний из списка Fortune 100. На собеседовании Лен произвел особенное впечатление своим умением разрабатывать и применять концепции развития компании. На первом же совещании он принялся воплощать свое видение в жизнь. Лен обрисовал свои планы по кардинальному пересмотру подхода компании к обучению руководящих работников. К собственному сожалению, он не знал, что его (не задержавшийся на должности) предшественник предлагал похожую концепцию. Новым работодателям Лена идея не понравилась уже тогда. Когда же он предложил ее снова, он был поражен моментальной негативной реакцией.

Даже если у вас есть идеи, которыми вам не терпится поделиться, в первую очередь важно воспользоваться своим уникальным положением «аутсайдера», чтобы в подробностях изучить порядок вещей. Реализация глобальной концепции требует использования большого количества разнообразных ресурсов. Лучше подождать несколько месяцев, чем вносить значительные изменения в рабочий процесс, неизбежно нарушая его и портя моральный настрой коллектива. Уделите время, чтобы лучше понять компанию, в которую вас приняли, и ситуацию внутри нее. Прислушивайтесь к людям вокруг вас: как к вашим коллегам, так и к клиентам. Если вам не нравится, как что-то устроено, спросите, какие еще варианты были опробованы до этого. Не исключено, что идеи, которые вы хотите предложить, к вашему удивлению, уже применялись раньше. В любом случае такой подход сделает ваше видение еще более обдуманным и четким.

Если ваши коллеги интересуются, какой план развития вы разработали для компании, вы не обязаны описывать его раньше, чем вы будете готовы это сделать. Сорав был нанят на пост председателя крупной компании, выходящей в список Fortune 500. В первую неделю на новом месте один из участников мероприятия, посвященного управлению, спросил его о его идеях для компании. Вместо того, чтобы изложить свой предварительный план действий, Сорав разумно ответил: «Боюсь, мне придется вас разочаровать. Я не думаю, что в данный момент я вправе представлять свое видение. Сейчас я пользуюсь своей возможностью слушать других и учиться. Задайте мне такой же вопрос через три месяца, и я смогу на него ответить».

Ловушка №2: Не принимайте слишком много серьезных решений сразу. Когда ваш предшественник покидал компанию, многие его решения наверняка остались нереализованными. Даже если вам покажется, что организация вот-вот лопнет от нереализованного потенциала, стоит, как и в случае с применением новой концепции, отложить принятие долгосрочных решений на момент, когда вы будете лучше разбираться в ситуации.

Инициируйте временный процесс принятия решений и дайте вашим коллегам понять, что после первого квартала, накопив больше информации, вы можете изменить выбранный курс. Попробуйте, например, приостановить на пару месяцев набор персонала на руководящие должности. Одновременно с этим разработайте меры, которые позволят вам справляться без некоторых ключевых позиций. Если без каких-то должностей компании обойтись нельзя, организуйте процесс для подачи заявок высшему руководству компании на подбор этих работников.

Ловушка №3: Не сравнивайте все с вашей предыдущей работой. Однажды мне довелось организовывать выездное совещание руководящего персонала для новоиспеченного CEO крупной технологической компании, штат которой достигал 4000 человек. Троих из присутствовавших на совещании менеджеров новый CEO нанял извне. У одного из них, Роланда, было немало хороших идей, но каждое предложение он начинал со слов «На моей прошлой работе…» Вскоре все собравшиеся стали закатывать глаза, стоило ему что-нибудь сказать. Его предложения не получали должного внимания.

Несмотря на то, что вас наняли за ваш опыт и профессиональные достижения, вашим новым коллегам неинтересно, что вы делали по-другому на вашем прошлом месте работы. Они считают, что их компания устроена иначе, и вы знаете о них слишком мало, чтобы критиковать. Делитесь свои опытом осторожно, а если вы хотите внести изменения в рабочий процесс, говорите об этом прямо — но только после

того, как зададите достаточно вопросов, чтобы понять ситуацию внутри компании, и позволите окружающим поделиться своим мнением. Они должны знать, что вы учли их точку зрения.

Ловушка №4: Не отдавайте предпочтение внешним связям, забывая о взаимоотношениях внутри компании. Сообщающие о вашем назначении пресс-релизы подвигнут многих людей вне вашей компании наладить с вами контакт. Однако, уделяя излишнее внимание внешним связям, вы упустите возможность построить критически важные отношения внутри рабочего коллектива, а также понять, представителем кого и чего именно вы стали.

Сперва прислушайтесь к людям внутри компании. Один из возможных способов сделать это — так называемый «ознакомительный тур». Попросите своих непосредственных подчиненных перечислить пару десятков сотрудников организации, с которыми вам было бы полезно пообщаться. Назначьте с ними встречи, подготовьте список вопросов, не предполагающих одного правильного ответа, и будьте готовы записывать важные мысли и учиться у ваших собеседников. По окончании тура составьте список поднятых тем и поделитесь им с вашей командой.

Ловушка №5: Не работайте в одиночку. Первое время вы не будете знать, к кому обратиться за помощью. Вы не захотите казаться неуверенным, спрашивая совета у других. Потребность действовать быстро заставит вас делать всю работу в одиночку, неосознанно показывая коллегам, что вы им не доверяете. Это создает напряжение внутри коллектива, а также лишает вас возможности узнать важные вещи от людей вокруг.

Чтобы повысить свои шансы на успешный первый квартал на новом месте, соберите группу поддержки, которая помогла бы вам лучше узнать организацию и ее корпоративную культуру. Разработайте с командой план действий на следующие 90 дней. Это поможет вам понять, как в компании решаются рабочие задачи, как в ней устроена коммуникация, с кем важно наладить контакт. В такую команду поддержки обычно входят тот, кто возьмет на себя руководство ей, исполнительный ассистент, менеджер по коммуникациям, технический ассистент и как минимум один из непосредственных подчиненных. Наконец, возьмите в команду человека, прекрасно понимающего корпоративную культуру компании, спросите его, готов ли он быть вашим неофициальным «культурным переводчиком». Такой человек сможет всегда объяснить контекст, подсказать, что произошло, если какая-то коммуникация вас озадачила, или дать обратную связь, когда ваши действия не будут соответствовать культуре компании.

Ваш выдающийся «послужной список» обеспечил вам место в новой организации. Однако после вашего вступления в должность, качества, которые привлекли тех, кто проводил собеседования с вами и назначил вас на эту должность, могут отчасти потерять свою ценность. Увеличьте свои шансы на успех: избегайте распространенных ловушек и уделите время на то, чтобы узнать вашу новую компанию и новых коллег, прежде чем действовать.

Об авторе. Сабина Наваз (Sabina Nawaz) — коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500.