читайте также
Существуют разные стратегии взаимоотношений: компромисс, сотрудничество, уступчивость, избегание, противоборство. В течение жизни человек неоднократно прибегает к каждой из них, но доминирует в его поведении какая-то одна. В России почему-то больше всего принято противоборствовать. Агрессивное поведение проявляется и в деловых, и в личных отношениях. Часто вместо того, чтобы найти приемлемое для всех решение, мы встаем в оппозицию: «Ах так? Тогда вот тебе!» За пятнадцать лет в бизнесе я много раз попадал в подобные ситуации.
Как-то я заметил, что совершенно разные предприниматели, с которыми мне доводилось общаться, употребляют одно и то же выражение: «Бизнес — джунгли, кто сильнее, тот и прав». В современном деловом лексиконе немало слов, подтверждающих это наблюдение: съесть, откусить, срубить, продавить. Вот только джунглями бизнес становится в тот момент, когда люди начинают вести себя по-звериному. Противоборство — чисто животная реакция. Конечно, иногда оно необходимо, но чем больше человек подминает всех под себя, тем сильнее он становится похож на зверя.
Интересно, что для нашей культуры противоборство в принципе не характерно. Русские люди всегда отличались приветливостью, гостеприимством, даже жертвенностью: вспомните классиков литературы. Метаморфоза в поведении произошла лет пятнадцать назад. Всему виной тупиковая идеология, превратившая деньги в главное мерило жизни. Для того бизнесмена, который стремится лишь обогатиться, противоборство — единственно верная стратегия поведения. Она эффективна: отобрать проще всего. Потому-то ее и выбирают рейдеры.
Противоборство демонстрируют не только предприниматели, но и их подчиненные. И в обоих случаях оно сильно вредит бизнесу. Приведу в пример хорошо известную мне риэлторскую компанию. Дела у нее шли неплохо, сделок было много. Однако между фирмой и покупателями почему-то постоянно возникали конфликты. Жалобы шли нескончаемым потоком, в ответ руководство
создавало комиссии по разбору, комитеты и т.д. Но проблема была в деструктивном отношении продаж-ников к покупателям. По идее, ситуация ясна: риэлтор работает ради клиента, он зарабатывает на нем деньги, а значит, должен его холить и лелеять. На деле все обстояло иначе: неважно, на чьей стороне была правда — агенты и их руководители сразу же «включались» в противоборство, не желая слышать аргументов. Даже если конфликт разгорался из-за тысячи долларов, они готовы были биться до конца. Вред виден невооруженным взглядом: обиженный клиент расскажет всем, кому сможет, об «ужасной фирме N». Пострадают и репутация компании, и ее финансовый результат. А ведь люди, работающие в сфере услуг, должны напрочь забыть о противоборстве. Здесь возможна только политика сотрудничества, компромисса или уступки. Любая модель поведения формируется неосознанно. И на бытовом уровне склонность человека к противостоянию часто проявляется в оговорках. Например, он все время говорит «нет». Для многих это почти слово-паразит: не успел еще подумать, а уже сказал. Отлично выявляет склонность к противоборству в конфликтной ситуации тест Томаса Килмана. Да и побороть ее не так сложно, в этом поможет коучинг.
Впрочем, проблема гораздо серьезнее, и решать ее надо на уровне социума. Нам очень нужен позитивный взгляд на жизнь. Хотелось бы, чтобы в этом приняли участие и СМИ. Что сейчас показывают по телевизору? Милицейские сводки, ток-шоу и сериалы, построенные на конфликтных ситуациях, в которых люди противоборствуют и унижают друг друга. А ведь для многих это ролевая модель. Но, к счастью, примеров, когда люди доверяют друг другу и проявляют взаимное уважение, строят отношения на принципах сотрудничества, становится все больше. Зачем противоборствовать и враждовать, если всегда можно как минимум найти компромисс?