Сила благодарности | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Сила благодарности

Почему бы не ­говорить «спасибо» почаще — и при этом искренне?

Автор: Экерт Роберт

Сила благодарности

читайте также

Система Каменщика

Андрей Лапшин,  Марина Иванющенкова

Ты мне — я тебе: убеждать, не манипулируя

Клифф Сара

Как на самом деле должно работать менторство

Максим Белухин

Неужели кинотеатры умрут?

Гордон Берч,  Дэгон Чхо,  Майкл Смит,  Янфань Лян

читайте также

Когда я пришел в Mattel, компания терпела убытки почти на миллион долларов в день, премиальный фонд был пуст, а о вознаграждениях за счет доходов от акций и говорить было смешно. Но я верил, что эти трудности можно преодолеть. В первый же день на общем собрании я сказал: «Я знаю, как будут обстоять дела. Мы все исправим, и меня — нового директора, пришедшего со стороны, — будут хвалить. Но на самом деле заслуживать благодарности будете все вы. Я ценю то, что вы вот-вот сделаете».

Я оказался в Mattel после работы в Kraft Foods, где прошли первые 23 года моей трудовой жизни. К тому моменту как меня поставили во главе самой большой в мире компании по производству игрушек, я успел пройти все организационные уровни, начиная с нулевого. И хотя я всего добился упорным трудом, мне много помогали. Мои родители и учителя оказали на меня сильное положительное влияние. Все мои 15 начальников в Kraft ­поддерживали меня, учили и ­подсказывали, что делать. (Ну, почти все, кроме одного, который, к слову, проработал в компании всего год.) Так что мне часто приходилось говорить «спасибо». Но я люблю учиться, как, наверное, почти все, кто читает эту статью. И я стал благодарить людей еще чаще, поскольку эффект от этого был налицо.

В основном мы каждый день приходим в офис, чтобы хорошо выполнять свою работу (хотя мой единственный плохой босс в это и не верил). Большинство людей — и, как следствие, большинство организаций — действительно работают хорошо. Что они должны получать взамен? Прислушайтесь к словам создательницы косметического бренда Мэри Кэй Эш: «Больше чем секса и денег люди хотят признания и похвалы»!

Надо сказать, что я вовсе не добряк. Коллеги могут подтвердить, что я человек жесткий. Но что плохого в том, чтобы признать, что работа сделана на славу? Почему бы не ­говорить «спасибо» почаще — и при этом искренне?

У нас в Mattel есть специальная программа «Бурные овации», с помощью которой сотрудники выражают друг другу признательность, даря электронный сертификат на стакан колы или чашку кофе. Лучшим руководителям на общих собраниях мы вручаем призы — «Премию председателя совета директоров». Я считаю, что во многом благодаря таким традициям Mattel шесть лет подряд входит в список лучших работодателей по версии журнала «Fortune». Еще мне кажется, что признательность должна поступать в компанию и извне. Я, например, часто летаю самолетами «American Airlines» и как постоянный клиент вместе с билетами получаю «сертификаты признательности», которыми могу награждать лучших сотрудников этой авиакомпании.

Не забывать о благодарности мне помогают несколько маленьких подсказок.

• Каждую неделю выделяйте время на то, чтобы выразить людям признательность за хорошую работу.

• При любой возможности пишите благодарственные письма от руки. В наш цифровой век такой штрих ­очень важен.

• Ругайте с глазу на глаз, хвалите прилюдно. Публичное выражение благодарности должно быть своевременным и конкретным.

• Не забывайте ставить в копию руководителя того человека, которого вы благодарите по электронной почте. Слышали такое выражение «Не говорите это мне, скажите моему боссу»?

• Культивируйте в компании культуру благодарности. Это ключ к устойчивому росту показателей.

Недавно я ушел в отставку из Mattel — и, кстати говоря, мои коллеги блистательно организовали передачу дел. Когда редакция HBR попросила меня написать колонку, я тут же подумал: «Вот идеальная возможность прилюдно сказать “спасибо” всем, благодаря кому мне так хорошо работалось» все эти годы.