(Не)правильная школа лидерства | Большие Идеи

・ Психология

(Не)правильная
школа лидерства

Если отбросить худшее и усилить лучшее, все же получится методика?

Автор: Елена Евграфова

(Не)правильная школа лидерства

читайте также

Используя силу комплектности

«Благодаря пандемии отношение в обществе к курьерам изменилось в лучшую сторону»

Татьяна Борзых

Остановите инновационные войны!

Говиндараджан Виджай,  Крис Тримбл

В поисках идей: апрельский выпуск

Скажу страшное. В романе «Географ глобус пропил» описан лучший из известных мне способов воспитания лидерства. И не только лидерства, но и ответственности, чуткости, стойкости. Именно так оно и работает (и никак иначе) — в реальных условиях, реальных отношениях, с реальными рисками, испытаниями и эмоциями. И вот с таким наставником — который ничего не изображает и никакую роль не играет. Он так живет. И может дров наломать.

Но методики для тренинга по развитию лидерства на этом не построишь. Хотя бы потому, что многое из того, что делает географ, — против правил, нехорошо и вообще подсудное дело. Напомню роман не читавшим, что учитель Служкин идет с учениками в поход и по его вине — так сложилось — они в самом деле рискуют жизнью. Еще он распивает с ними спиртное и влюбляется в несовершеннолетнюю. Все неправильно. Но все всерьез и в полную силу. И несмотря ни на что, географ — отличный наставник, не идеальный (какое там), но неординарный. Сложный он.

А если отбросить худшее и усилить лучшее, может, все же получится методика? То есть, конечно, подобные тренинги есть. Правда, по большей части бесполезные, что бы ни утверждали те, кто их продает. Любой тренинг по развитию лидерства или личност­ному росту — это имитация, игра в «казаки-разбойники», немного пионерлагерь из нашего советского детства. Всерьез во все это ввяжутся только не очень умные и самые гибкие. Остальные разделятся на две группы — одни будут мучиться, ненавидя тех, кто их втянул в это, а другие (манипуляторы) — цинично имитировать вовлеченность, чтобы потрафить вышестоящему и получить потом с него компенсацию.

«Так что же, не воспитывать подчиненных? — спросит продвинутый, энергичный и ответственный руководитель. — Не работать над трансформацией их личностей?» Ну да. Не надо над этим работать. Это же взрослые люди, их уже воспитала семья и школа, вы их наняли, значит, они что-то умеют. Поставьте задачи и требуйте исполнения. Гоните, если не справляются. Награждайте за хорошую работу и наказывайте за плохую, объясните правила игры, научите навыкам и остановитесь на этом.

Если руки все-таки чешутся и хочется кого-нибудь поразвивать и повоспитывать, дайте человеку реальный проект — трудный, но выполнимый. Установите сроки и предоставьте свободу! Пусть у него даже будет наставник, чтобы поговорить. Главное — смиритесь заранее, что человек может наделать ошибок, а это стоит денег и отвечать придется вам. Зато, если справится, сможете поставить себе зачет.

Кстати, не факт, что человек будет вам благодарен за «трансформацию». Он в любом случае все сделал сам и, если не предвидится новых приключений, может заскучать и уйти к конкурентам. Но так уж устроена жизнь.