Как не следует говорить «да» | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не следует
говорить «да»

Правильно сказать «нет» очень непросто для многих.

Автор: Виниит Найар

Как не следует говорить «да»

читайте также

Учебный разворот

Денис Конанчук

«Для тех, кому по-прежнему нужна корочка с печатью, мы что-нибудь придумаем»

Максим Спиридонов

Без лишней скромности

Гусинская Ирина

Женщины на переговорах: как справиться с эмоциями и добиться своего

Кэрол Т. Кулик,  Мара Олекалнс,  Ручи Синха

В школе на одном из первых уроков геометрии в школе нам рассказали о теореме Пифагора, которая поразила меня своей простой, но безупречной логикой. И именно Пифагор научил меня одному из секретов менеджмента. До сих пор помню его мудрое изречение: «Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления».

Правильно сказать «нет» очень непросто для многих. Руководители должны тщательно контролировать себя, чтобы резким «нет» не выбить у подчиненных почву из-под ног, не задушить инициативу и не убить надежду на лучшее. Но ведь не менее разрушительные последствия может вызвать и «да» — все дело в том, как сказать. Вот три примера.

«Да, я знаю...» Произнося эту фразу, дети чувствуют себя взрослыми. Но если это говорит руководитель, он имеет в виду, что не нуждается в вашем мнении — «и без вас все знает». Это самый верный способ навсегда убить у подчиненных желание высказываться, а заодно — лишить себя возможности почерпнуть много ценного из беседы с ними.

Что касается меня, то я, наоборот, часто говорю: «Нет, я не знаю». Вы удивитесь тому, как эта фраза помогает создании в организации культуры «общего дела».

«И да, и нет...» Эта фраза призвана показать, что вы стремитесь к объективности, а потому учитываете все «за» и «против», но обычно она все только запутывает. Руководитель должен быть уверенным в себе и решительным (что, однако, не имеет ничего общего с нахрапистостью). В недавнем посте консультант по развитию лидерских качеств Скотт Эдингер подчеркивал важность этих черт: «Не потому, что быть уверенным и решительным — хорошо само по себе. А потому, что это ярко высвечивает другие сильные стороны руководителя».

Я не могу не согласиться с ним. Тот, кто уверен в себе, не будет бесконечно менять курс и сбивать с толку подчиненных.

«Да, но...» Я понимаю это так: не все идет как надо, но на то есть особые причины.

Став генеральным директором HCL, я предложил многое изменить в компании. Тогда-то и обнаружились руководители, которые на все отвечали «Да, но...» Они постоянно возражали против новых идей и всегда объясняли, по какой причине они не будут работать. Такие люди препятствуют новому, они никогда не будут рисковать, чтобы как-то изменить жизнь и с подозрением относятся к любым идеям коллег.

Конечно, возможностей «да» так, чтобы ваше «да» подразумевало все, кроме «да», огромное множество. Упомянутые мной три фразы — вершина айсберга, но они отражают — и порождают — нерешительность, которая сегодня разъедает сами основы лидерства. Вы согласны?