Как руководителю завоевать уважение | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководителю
завоевать уважение

Какое место вы займете в меритократии своей компании?

Автор: Джим Уайтхерст

Как руководителю завоевать уважение

читайте также

Александр Дюков: «Разница в тысячные доли секунды определяет лучшего»

Чтобы понять клиентов, нужны не только данные

Маркус Коллинз

Почему индустрия лидеров мнений нуждается в ограничениях

Эмили Ханд

«За границей карьерный рост российского разработчика часто замедляется»

Мария Подцероб

Какое место вы займете в меритократии своей компании? Спросите себя: уважают ли вас потому, что вынуждены или вы сумели заслужить уважение? Многие люди стремятся к высоким должностям и званиям лишь потому, что они сопряжены с уважением. Но, с моей точки зрения, это самая низкая форма уважения, особенно если вы требуете его от по должности или по возрасту. Уважение нужно заслужить. Не в званиях дело.

Если в вас уважают только вашу должность, особого усердия от людей не ждите. Некоторые весьма одаренные специалисты добились уважения именно своим умом, но в большинстве своем мы не можем похвастаться выдающимися способностями. Так что же делать? Выберите один из трех путей:

Проявляйте глубокий интерес к делу своей компании и выкладывайтесь по полной. Люди откликаются на энтузиазм и следуют за людьми, которые преданы общему делу.

Продемонстрируйте уверенность. Многие начальники попросту не умеют доверять своей команде. Одно дело уверенно стоять перед большим боссом, но не менее важно делиться уверенностью со своими подчиненными.

Вовлекайте людей в работу. Доверие нужно заслужить, то есть не просто созывать очередное собрание, распределять работу и закрывать за собой дверь кабинета. Нужно честно признаваться в своих слабостях и просить у людей помощи — тогда, когда это реально нужно. Никто не ждет от вас совершенства во всем, так что не прячьте свои карты: сделайте так, чтобы люди работали вместе с вами.

Для меня переход в Red Hat был сопряжен с беспокойством: примут ли меня как руководителя, будут ли мне доверять? У меня имелся достаточный опыт на руководящей работе и научная степень в области информатики, но в ИТ-компании я никогда прежде не работал. В такой открытой, пронизанной общением культуре, как здесь, невозможно притворяться. Например, когда я откровенно признаюсь в своем невежестве по тому или иному вопросу, на это адекватно реагируют и помогают восполнить мне недостающие знания. Благодаря подобному подходу мне удалось выстроить доверие: команда убедилась, что я не стану строить из себя всезнайку, а потому если я высказывался с уверенностью, ко мне готовы были прислушиваться. Никто не думает, будто руководитель знает все и обо всем, но честности и открытости мы от них требовать вправе.

Читайте материал по теме: 8 ошибок, лишающих нас уверенности в себе

Признаться в своем неведении — первый шаг к формированию доверия в коллективе. Но столь же важно подавать свои знания и опыт таким образом, чтобы стало очевидно: вас в первую очередь заботят общие интересы, а не собственное раздутое эго. В Red Hat сильнейший удар по своему эго можно схлопотать, когда разместишь запись на форуме компании и не получишь никакого ответа: ни положительного, ни негативного. «Это самое ужасное, — признается Ким Джокиш, руководитель команды по брендингу и коммуникации. — Получается, никто на ваши слова не обратил внимания, то есть вы провалились».

Но даже если это так, ваша задача не сводится к размещению статусов и получению комментариев. Не на этом строится доверие. Главное — понять собственные цели. «Люди сразу чуют ваши истинные намерения, — поясняет Эмили Стэнсил Мартинес, член команды, отвечающей за корпоративные коммуникации. — Если вы всюду суете нос лишь потому, что хотите быть в центре внимания, это заметят, будьте уверены. Но если вы обдумываете свои слова и стараетесь внести свой вклад в общее дело, то доверие к вам укрепится, как и ваша профессиональная репутация».

Читайте материал по теме: Сила неопытных лидеров

Порой новому сотруднику не хватает терпения для того, чтобы подобным образом добиваться доверия в коллективе. Приходит новичок, особенно тот, кто еще не успел завоевать себе репутацию в профессиональном сообществе, и ему явно не хватает авторитета. Это кажется несправедливым, у него уже есть отличные идеи, а к ним не прислушиваются. Молодой энтузиаст надеется, что его идеи выслушают на равных с другими, но в итоге его идеями пренебрегают, ему кажется, что он безнадежно застрял на одном уровне. И в скором времени его интерес к работе падает, он либо ищет себе другое место, либо остается, но, что весьма печально, в качестве «культурной оппозиции». Имеет смысл заранее ориентировать новичков, чтобы они понимали: для завоевания репутации понадобятся усилия и время. Проведем аналогию: если вы попытаетесь продать что-то на eBay, не имея предыстории сделок, вам будет трудно отыскать заинтересованных покупателей. Время, терпение, упорство нужны для выстраивания профессиональной репутации, и не каждый готов вкладываться на полную катушку. Вот несколько советов, которые облегчат этот процесс.

  1. Не прибегайте к фразам вроде «так распорядился шеф», не демонстрируйте свои связи наверху. Да, это поможет вам добиться своего прямо здесь и сейчас, но подобные приемы обрывают любой разговор, а без дискуссии не отвоевать себе места в меритократии.
  2. Публично признавайте усилия и заслуги других людей. Достаточно послать благодарственное письмо, если в копию вы поставите всех членов команды.
  3. Читайте материал по теме: Великие лидеры не думают о себе
  4. Всмотритесь, чему вы обязаны своим влиянием: позиции в иерархии или доступу к закрытой информации? Или же вы сумели заслужить доверие? Если доверия пока что нет, то трудитесь именно над этим.
  5. Активно просите делиться с вами идеями по конкретной теме, а также честно критиковать. Нужно отвечать на любое предложение, но внедрять только удачные. И не вздумайте попросту позаимствовать чужую идею: дух меритократии укрепляется, когда заслуги каждого отмечаются должным образом.
  6. Награждайте лучших членов коллектива интересными поручениями, в том числе выходящими за пределы привычного им круга обязанностей.

Блог написан по книге «The Open Organization».

Читайте по теме: