4 причины, по которым руководителям нужно уделять больше времени коучингу | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 причины, по которым руководителям нужно уделять больше
времени коучингу

Одни руководители уделяют внимание коучингу, а другие нет. Это не значит, что те, кто пренебрегает им, — плохие управленцы. Но все же менеджерам следовало бы не отказываться от столь эффективного способа развивать таланты своих подчиненных.

Автор: Джозеф Вайнтрауб Джеймс Хант

4 причины, по которым руководителям нужно уделять больше времени коучингу

читайте также

Искусство быть справедливым

Лайан Дэви

Инновация vs сложность

Аспиналл Кейт,  Марк Готтфредсон

Курсы саморазрушения. Быстро. Дорого.

Владимир Рувинский

Вырастить выдающегося лидера

Реди Дуглас

Одни руководители уделяют внимание коучингу, а другие нет. Это не значит, что те, кто пренебрегает им, — плохие управленцы. Но все же менеджерам следовало бы не отказываться от столь эффективного способа развивать таланты своих подчиненных. Мы обратились к руководителям-наставникам и постарались выяснить их отличительные черты. Из сотен бесед с управленцами, которые занимаются коучингом своих непосредственных подчиненных, проступил их образ мыслей: они верят в необходимость наставничества и считают его неотъемлемым элементом и ценным инструментом именно для своей роли в организации. При этом их трудно назвать профессиональными коучами: среди них были как топ-менеджеры, так и рядовые руководители. Почему же они отводят менторству время в своем напряженном расписании? Вот четыре ключевые причины.

С помощью коучинга они достигают существенных целей для компании. Они занимаются коучингом не потому что они просто хорошие люди, а потому, что личное участие в развитии талантов своих подчиненных представляется им обязательным элементом успеха их организаций. Многие руководители утверждают, что у них нет времени для коучинга, однако нужные часы и минуты всегда найдутся, если рассматривать наставничество как нечто обязательное. Менеджеры-коучи конкурируют за таланты на рынке, пытаются сохранить в компании потенциальных лидеров или поднять уровень лучших специалистов, а потому видят, что заниматься коучингом надо — просто никуда без этого не денешься.

Это убеждение зиждется на двух предпосылках. Во-первых, талантливых специалистов нелегко отыскать и привлечь, но если заслужить репутацию такого руководителя, у которого все таланты расцветают, то ценные кадры сами к вам потянутся. Во-вторых, на одних талантах компания не строится. Нужны не только звезды, но и крепкие рабочие лошадки, а таким людям требуется помощь непосредственного начальника, чтобы совершенствовать свои навыки и поспевать за рынком.

Им нравится способствовать развитию своих подчиненных. Эти руководители немного смахивают на художников: они всматриваются в человеческий материал с мыслью, как сделать из него нечто лучшее, более интересное и полезное. Они допускают, что отнюдь не каждый специалист попадает в компанию уже готовым сотрудником, что человек должен учиться и расти, приспосабливаясь к быстро меняющимся обстоятельствам. Менеджеры-коучи считают это одной из важнейших своих ролей. По их мнению, люди, наделенные потенциалом, — это самое ценное приобретение для компании, нуждаются в помощи, чтобы осуществить свои честолюбивые замыслы. Недавно один руководитель сказал нам: «Да ведь помогать сотрудникам развиваться и добиваться успеха — это главная задача современного управленца».

Руководитель должен приспосабливать свой стиль общения к потребностям и стилю общения конкретного сотрудника. Это нелегко, но опять-таки и это рассматривается как часть его обязанностей, а не особая любезность.

Читайте материал по теме: Порой коллеги — лучшие коучи

Они любознательны. Менеджеры-коучи задают множество вопросов. Им действительно хочется знать, как идут дела, с какими проблемами сталкиваются их сотрудники, где чего-то недостает, а где нужно ухватить представившуюся возможность, что следует делать лучше. Никто не учит их задавать вопросы — это их врожденный талант и преимущество. Благодаря любопытству коуча диалог с сотрудником складывается сам собой, они свободно обмениваются мнениями и знаниями, подчиненный делится своими догадками, сомнениями, удачными решениями и ошибками и вместе с коучем обдумывает ситуацию.

Они любят устанавливать и поддерживать отношения. Один руководитель-коуч пояснил: «Ко мне охотно прислушиваются, потому что видят: во время разговора я готов полностью встать на сторону собеседника». На эмпатии строится понимание: управленец видит, в чем нуждается его подчиненный, и приспосабливает к его потребности тон и манеру разговора. Одни сотрудники приходят на разговор с мыслью: «Выскажите мне все как есть, я разберусь», а другим нужно время, чтобы подумать и самим сделать выводы. Прочные и доверительные отношения позволяют руководителю точно выбрать подход к разговору. И за иерархию «начальник-подчиненный» он не держится. Недавно один такой менеджер сказал нам: «У каждого полно дел, каждый важен и каждого есть, кем заменить, — иными словами, ни один из нас не стоит больше другого. Мы должны все работать сообща и посмотрим, чего нам удастся достичь».

Вполне возможно выработать у себя такой подход. Все сводится к простому вопросу: ваше дело кажется вам достаточно важным, чтобы ради него стать коучем? Присмотритесь к ситуации в компании, отделе, рабочей команде: у вас достаточно талантливых специалистов, чтобы держаться на должном уровне? А если недостаточно, то почему? Не умеете привлекать таких людей или же потенциальные лидеры пришли, но пока никак не раскрываются? Какая-то причина должна же быть, и если проблема в том, что талантливые специалисты не трудятся в полную силу, обязанность руководителя — помочь их развитию.

Если вы решились стать наставником, для начала отыщите в компании опытного человека и попросите его поделиться своим опытом. Как он выполняет роль коуча? А главное, почему он за это взялся? Слушайте внимательно и учитесь.

Читайте материал по теме: 3 главных принципа хорошего коуча

Во-вторых, поймите: прежде чем начнется коучинг, нужно выстроить культуру доверия, прочные отношения с людьми, которых вы собираетесь наставлять. При всех добрых намерениях, какую технику в ход ни пускай, вы ничего не добьетесь от сотрудников, которые не чувствуют надежной связи с вами. Важнее всего отношения, а методы коучинга приложатся.

В-третьих, освойте фундаментальные принципы коучинга, повышайте собственную квалификацию в качестве наставника. Один из ключевых уроков для руководителя: коучинг не сводится к выдаче готовых ответов, это живой разговор и ответы на вопросы, которые помогают собеседнику задуматься над своей работой, над тем, что можно изменить, чтобы впредь результаты были лучше.

И, наконец, нужно сосредоточиться на собеседнике: весь процесс коучинга строится на том, что вы делаете что-то для другого человека, а не для себя.