Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Интригуй или проиграешь: советы начинающим лидерам
Майкл Чанг Вендерот
Подающая большие надежды молодая начальница стала жертвой корпоративных интриг. Казалось бы, у Джилл были все необходимые качества для того, чтобы добиться самых высоких руководящих постов. Она неизменно демонстрировала высокие результаты, была трудолюбива, умна, обаятельна и энергична. Она знала несколько языков и могла похвастаться дипломом престижной бизнес-школы. Стены ее кабинета украшали написанные от руки благодарности гендиректора. Что же пошло не так?
Когда я встретился с Джилл (имя изменено), она безуспешно пыталась понять причины случившегося в ее карьере надлома. «В компании все меня любили, я была командным игроком и проводила на работе больше времени, чем кто бы то ни было, — рассказывала она. — Я трудилась не покладая рук и всегда добивалась результатов, делилась с коллегами своими мыслями и строила с ними отношения на основе доверия. Я делала все, чему меня учили коучи и преподаватели».
Услышав эти слова, я сразу же понял, что произошло. Джилл стала еще одной жертвой тех идей, которые я называю «школой лидерства в стиле кумбайя» («кумбайя» — религиозная песня, популярная в США, подробнее см. здесь — прим. HBR). Согласно данной концепции, ключ к успеху лежит в открытости, естественности, позитивном настрое, доверии к людям и трудолюбии. Но лидерство в стиле кумбайя оказывает людям, подобным Джилл, медвежью услугу, ведь оно поощряет модели поведения, которые могут оказаться пагубными для их карьеры.
Что же она делала не так и как ей следовало себя вести? Джилл необходимо было гораздо больше внимания уделять взаимодействию с руководством. Ей нужно было больше общаться со своим боссом, с людьми, принимающими решения, тщательнее заботиться о своем имидже и карьере. Джилл нужно было не сидеть за своим столом как прикованной, стараясь добиться наилучших результатов, а налаживать связи с самыми влиятельными лицами в организации и проследить за тем, чтобы ее работа была замечена вышестоящим начальством, а к ней самой относились как к руководителю с большим будущим. Казалось бы, хорошо известное правило, но на деле мало кто следует ему.
Любая организация представляет собой иерархическую систему, такова уж суровая реальность. Научная литература изобилует неприятными примерами интриг и межличностных отношений, происходящих в офисе. Мы часто судим других по одежке, и это первое впечатление может длиться достаточно долго. Мы отдаем предпочтение тем, кто на нас похож. Мы добиваемся повышения или добываем ценную информацию, выслуживаясь перед нашими боссами и налаживая связи с влиятельными людьми. Наше восприятие собеседника основывается в гораздо большей степени на его внешнем виде, голосе, мимике и жестах, нежели на том, что он говорит. И, наконец, у нас больше шансов прослыть компетентными, если мы выступаем с разумной критикой или выражаем свой гнев (по крайней мере, это верно для мужчин). Мы не раз убеждались, что оценка нашей работы, бонусы и повышения по службе очень слабо связаны с нашей реальной производительностью. В действительности качество нашей работы играет в нашем успехе куда меньшую роль, чем наши коммуникационные навыки и то впечатление, которое мы производим на людей, принимающих решения.
Почему же Джилл уделяла так мало внимания интригам, ведь это было в ее собственных интересах?
Во-первых, всем нам хочется надеяться, что мир справедлив. Мы хотим оградить своих детей от суровой реальности расизма, сексизма, конкурсов популярности и хулиганов на детской площадке. Из-за прозрачности соцсетей и интернета у нас возникает еще больший соблазн верить в то, что «правда» восторжествует. Мы себе говорим: «Все видят, как много я работаю». Или: «Все прекрасно знают, как хорошо я работаю. Достаточно просто взглянуть на результаты». Очень приятно верить в мир, полный справедливости. Джилл сама об этом сказала: «Мне не хотелось участвовать в интригах и заниматься саморекламой, я не хотела прослыть подхалимкой или человеком, который получил повышение благодаря дружеским связям. Меня всегда учили, что сливки сами собой всегда оказываются наверху».