Новый подход найма от Goldman Sachs | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новый подход найма от
Goldman Sachs

Как известная компания изменила свой подход к поиску сотрудников

Автор: Дейн Холмс

Новый подход найма от Goldman Sachs
John Kuczala

читайте также

«Меня удивляло, почему на выставки интересных художников не выстраиваются очереди»

Зельфира Трегулова

Как нанять сотрудника, которого вы никогда не видели лично

Дэвид Буркус

Обсудите проблемы и придите к согласию

Хараламбос Влачоуцикос

«Людьми движет чувство сопричастности — они хотят помогать»

Федор Мурачковский

Компания Goldman Sachs в первую очередь ориентирована на людей: наши сотрудники изо дня в день помогают клиентам находить решения сложных проблем. Поэтому подбор лучших специалистов — ключевой фактор нашего успеха, и этот процесс нельзя пускать на самотек. Финансовый кризис 2008 года поставил нас перед задачей, с которой компания, говоря откровенно, почти не сталкивалась на протяжении 150 лет своей работы. Десятилетиями банковские инвестиции оставались одной из самых востребованных, перспективных и быстроразвивающихся отраслей. И это понятно: мы росли больше чем на 10% в год, получали высокие доходы — у каждого здесь был шанс сделать карьеру и разбогатеть. Но кризис лишил нас былой привлекательности; рост замедлился, а доходы уменьшились. Вместе с тем внутри отрасли и за ее пределами усилилась борьба за таланты. Многие потенциальные кандидаты уехали в Кремниевую долину, ушли в сферу прямых инвестиций или в стартапы. Более того: если раньше мы искали в основном специалистов по аудиту, финансам и экономике, то теперь в Goldman Sachs (как и вообще повсюду) возник огромный спрос на новые навыки, особенно в области программирования. Ветер сменился с попутного на встречный, и с этим нужно было что-то делать.

Еще недавно наша фирма использовала для выявления «лучших» студентов довольно скромный набор типовых критериев: вуз, оценки, специализация, наличие профессионального и управленческого опыта. Теперь мы от них отказались. Было решено заменить привычные принципы найма свежими наработками в сфере рекрутинга и оценки кандидатов; мы собрали экспертные мнения высшего руководства, экспертов по отраслевой и организационной психологии, аналитиков и кадровиков. Нас часто спрашивают: зачем было разрушать вполне эффективный процесс найма? К вам ведь и без того приходило больше отличных кандидатов, чем открывалось вакансий? Это резонные вопросы. Однако чтобы оставаться на гребне успеха, зачастую нужно не следовать проторенным путем, а учиться и меняться.

Каждый год мы берем до 3 тыс. студентов на летнюю практику и почти столько же — на стартовые позиции в аналитике. Мы рассматриваем их как будущих лидеров компании, по­этому решили протестировать на них наши нововведения. Таким образом к процессу рекрутинга в кампусах добавились видеособеседования и направленные интервью.

Асинхронные видеособеседования. Раньше наши специалисты и рекрутеры проводили первый раунд интервью прямо в университетах. Вуз самостоятельно назначал дату и время встреч со студентами, и такую модель невозможно было масштабировать. Мы были ограничены в числе кампусов и студентов: за отведенное время поговорить можно было далеко не со всеми. Приходилось работать только с узким кругом лучших учебных заведений: мы ориентировались на те, где средний уровень кандидатов выше, а из-за этого упускали таланты из других вузов. При этом мы знали, что среди успешных сотрудников и руководителей Goldman Sachs много выпускников разных ­университетов и ­ограничиваться, скажем, Гарвардом, Принстоном и Оксфордом неправильно. К тому же мы постоянно открывали офисы в новых городах и регионах, и нужно было активнее искать кандидатов в местных вузах. Видеоинтервью решили эту проблему.

Когда цифровые интервью еще только входили в моду, мы решили использовать для первого раунда отбора асинхронные собеседования: студенты просто записывали на видео ответы на наши вопросы. Рекрутеры отправляли им стандартные вопросы и в течение трех дней ждали роликов с ответами (их можно было снимать даже на смартфон). Затем наши специалисты и рекрутеры просматривали видео и выбирали лучших кандидатов, которых приглашали в офис Goldman Sachs на личное собеседование. (Видеоплатформу мы создали в партнерстве с одной фирмой, встроив свое решение в ее цифровой продукт.)

Этот подход оказался эффективнее по двум причинам. Во-первых, мы смогли сэкономить силы и уделить больше времени знакомству с теми, кто хотел у нас работать. В 2015 году, за год до развертывания платформы, мы успели поговорить менее чем с 20% всех студентов, подавших заявки, а в 2018-м в первом раунде приняли участие почти 40% претендентов. Во-вторых, теперь мы привлекаем таланты из вузов, с которыми раньше работать не удавалось. В 2015 году мы побеседовали со студентами из 798 университетов мира, а во время последнего набора — из 1268. Раньше в США большинство студентов приходило к нам из «целевых» заведений, теперь все наоборот. Мы расширили воронку рекрутинга и повысили разнообразие сотрудников.

Поскольку наш главный актив — люди, мы всячески работали над тем, чтобы видеособеседования не выглядели отстраненными и обезличенными. Такие интервью — лишь один из этапов процесса рекрутинга в Goldman Sachs. Мы по-прежнему продолжаем посещать кампусы и общаться со студентами на ознакомительных сессиях, посиделках за кофе и других мероприятиях. Однако теперь это общение больше нацелено не на оценку потенциальных кандидатов, а на информирование: мы хотим, чтобы люди понимали суть нашей работы и наших предложений, а не просто подавали резюме на вакансию или стажировку.

Кроме того, мы хотим, чтобы кандидаты были максимально готовы к интервью. У всех должны быть равные возможности. Для этого мы написали советы и инструкции по подготовке к видеособеседованию. Поскольку платформа не позволяет редактировать записанные видео, мы делаем первый вопрос пробным, а перед началом самого собеседования запускаем обратный отсчет. Студенты могут сообщать о технических сбоях по особому каналу — правда, такое случается редко.

Мы уверены, что новый подход больше нравится молодым кандидатам. Мы используем привычную для них среду (видео), а главное — они могут отвечать на вопросы тогда, когда у них есть время и силы. (Наши данные показывают, что это чаще всего вечер четверга или воскресенья; а раньше мы проводили собеседования в рабочие часы.) Мы полагали, что если процесс покажется кандидатам неудобным, то они будут реже ­присылать ответы и реже принимать наши предложения о работе. Ничего подобного не произошло.

Направленные интервью и оценка. Как выстроить процедуру оценки, которая не просто помогала бы выбрать лучших, но и учитывала бы качества кандидата, обещающие успех? Создать ее, структурировать и строго ей следовать. Исследования показывают: направленные интервью помогают эффективно оценивать кандидатов и прогнозировать их будущую результативность. Мы спрашиваем кандидатов об опыте работы в конкретных ситуациях, с которыми они могут столкнуться в Goldman Sachs («Случалось ли, что ваш партнер по проекту не выполнял свои обязательства? Что вы тогда предприняли?»), и предлагаем гипотетические сценарии («Вы случайно услышали в лифте, как кто-то негативно высказался о вашем коллеге, с которым вы дружите. Чуть позже этот коллега спрашивает вас, не ходят ли о нем дискредитирующие слухи. Что вы ему ответите?»).

По сути, теперь мы меньше смотрим на прежние достижения человека и больше пытаемся понять, обладает ли он качествами, полезными для нашей фирмы и культуры. Вопросы направленных интервью позволяют оценить 10 основных компетенций кандидата (включая аналитическое мышление и принципиальность), важных для долгосрочного успеха в Goldman Sachs. На этапе видеоинтервью оцениваются первые шесть компетенций, а четыре прочие проверяются у лучших кандидатов во время личного собеседования.

Для проверки каждой компетенции у нас предусмотрено несколько вариантов вопросов; интервьюеры оценивают ответы на вопросы по пятибалльной шкале согласно инструкции. Мы обучаем своих специалистов проводить направленные интервью и передаем им предварительные материалы непосредственно перед общением с кандидатом. Кроме того, мы проводим контрольные встречи, на которых тщательно анализируем все собранные нами данные о кандидате и проверяем, не завысил ли (и не занизил ли) интервьюер его баллы. Сейчас мы пробуем совместить интервью с оценочными тестами и уже проводим для кандидатов на вакансии разработчиков экзамен по математике и программированию.

Эти изменения мы решили не тестировать слишком долго и сразу внедрили для всех, потому что уверены: люди примут такой подход, осознав, что для них это шанс быстро показать себя. К тому же мы знаем: ни один процесс не совершенен. Больше всего в новом подходе мне нравится именно то, что мы превратили отдел кадров в лабораторию по постоянному обучению и совершенствованию. У нас накопилось уже более 50 тыс. видеозаписей кандидатов — это просто кладезь данных! Их анализ поможет нам ответить на важнейшие вопросы: те ли компетенции мы оцениваем? Не стоит ли присвоить им разный вес? Обращать ли внимание на бэкграунд кандидата? Какие сотрудники эффективнее проводят собеседования? Кто полезнее для фирмы — лучший студент среднего вуза или средний студент Лиги плюща? У нас уже есть основания полагать, что выпускники тех вузов, которых мы ранее не охватывали, работают не хуже выпускников «избранных» университетов и нередко остаются с нами надолго.

К чему мы приложим усилия в дальнейшем? К нам поступает до полумиллиона заявок в год. Из этих кандидатов мы нанимаем примерно 3%. Но мы уверены, что успеха в Goldman Sachs могли бы добиться очень многие из оставшихся 97%. Поэтому правильный выбор этих 3% — это не столько поиск конкретного человека, сколько поиск человека, идеально соответствующего конкретной позиции. Иногда это вчерашний выпускник, иногда — опытный профессионал. Мы экспериментируем с алгоритмами, анализирующими резюме: они должны помочь каждому кандидату выбрать наиболее подходящий для него отдел (с учетом его навыков и интересов). Нас также интересует возможность использовать технологию виртуальной реальности для знакомства студентов с работой в наших офисах и нашей отрасли. А еще при принятии решений о найме мы все активнее стараемся задействовать данные: проверяем разные программы и тесты. Думаю ли я, что в будущем оценивать резюме и результаты собеседований будут исключительно машины и алгоритмы? Может, где-то и будут. Но в Goldman Sachs исключить человеческий фактор просто невозможно: он слишком важен для нашей культуры, работы и успеха.

Любопытно, куда приведет нас этот путь. Новый набор студентов обещает стать самым разнообразным — и каждого из них мы тщательно отобрали на основании объективных оценок. Это не может не вселять оптимизм.

Об авторе. Дейн Холмс (Dane E. Holmes) — глобальный директор по управлению человеческим капиталом в Goldman Sachs.