
читайте также
Каждое поколение создает собственную формулу счастья, в том числе и в профессиональной сфере. То, что было приемлемо для иксов, не подойдет миллениалам и уж точно не понравится зумерам. Новая реальность, изменяющиеся приоритеты и убеждения требуют от компаний включенности и внимательного следования трендам. Без учета новых вводных не получится создать эффективную команду, которая справится со всеми вызовами современного мира.
Deloitte представила итоги исследования, призванного выяснить отношения миллениалов (1983–1994 годы) и зумеров (1995–2006 годы) к работе, — 2025 Gen Z and Millenial Survey. Этот опрос проводится ежегодно уже в четырнадцатый раз и теперь объединяет более 14 000 зумеров и 8000 миллениалов из 44 стран. Опрошенные проходили онлайн-анкетирование, а затем общались с аналитиками. Среди участников опроса — и руководители с высоким доходом, и безработные, а также студенты, которые еще не закончили обучение. «Большие идеи» публикуют обзор исследования.
Карьерный рост и развитие
Отношение каждого поколения людей к работе формировалось и изменялось под влиянием внешних факторов. Старшее поколение миллениалов вышло на работу во время финансового кризиса 2008 года, и им приходилось работать больше за меньшие деньги, чтобы достичь хотя бы такого же уровня жизни, как у их родителей. Многие зумеры же начали карьеру в период пандемии, когда всеобщая изоляция и возможность удаленной работы сместили фокус внимания на баланс между работой и личной жизнью.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Оптимизация процесса подбора персонала, например, отмена обязательного требования по наличию ученой степени.
Разработка программ стажировки для кандидатов, которые ищут альтернативу университетскому обучению.
Партнерство с университетами по организации образовательных программ для развития компетенций, необходимых при трудоустройстве.
Интеграция ИИ в рабочие процессы
Более половины опрошенных миллениалов и зумеров активно используют новые технологии не только в повседневной, но и в профессиональной жизни. ИИ помогает им анализировать данные, выполнять творческие задачи, создавать контент, разрабатывать стратегии, оценивать риски и многое другое. Опрошенные убеждены, что такой инструмент высвобождает время для более интеллектуальной и стратегической работы, а также способствует поддержанию баланса во всех сферах жизни.
Но участники исследования (63% зумеров и 65% миллениалов) опасаются, что внедрение технологий в компаниях повлечет за собой сокращение количества рабочих мест, особенно на джуниорских позициях (61% опрошенных в обеих группах), задачи которых постепенно переходят в ведение ИИ.
Тем не менее современную реальность уже невозможно представить без новых технологий, поэтому 17% представителей поколения Z и 19% представителей поколения Y прошли обучение в этой сфере, а 36% и 37% людей этих поколений соответственно планируют сделать это.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Обеспечение прозрачности и доверия по вопросам внедрения ИИ в компании на всех уровнях.
Пересмотр внутренних образовательных программ и акцент в обучении на развитии эмоционального интеллекта, стратегического мышления и эмпатии — областей, в которых ИИ не подкован.
Переосмысление того, как организации находят и развивают таланты. Это может означать переход от жестких требований к стажу к найму на основе навыков и потенциала.
Финансовая незащищенность
Во топе списка проблем зумеров и миллениалов уже четыре года держится растущая стоимость жизни. 48% зумеров и 46% миллениалов отмечают, что они не чувствуют себя в безопасности в финансовом плане, а больше половины представителей этих групп вынуждены жить от зарплаты до зарплаты. Такая ситуация неизбежно влияет на состояние опрошенных: только 36% зумеров и 39% миллениалов, обеспокоенных высокой стоимостью жизни, говорят, что чувствовали себя счастливыми в течение прошедшего года.
Страхи, связанные с деньгами, также негативно сказываются на психическом здоровье в целом. Более восьми из десяти респондентов назвали свое долгосрочное финансовое будущее и повседневные финансовые дела факторами, вызывающими у них чувство тревоги или стресса.
Финансовые проблемы заставляют миллениалов и зумеров искать дополнительные источники дохода. Примерно треть опрошенных имеет еще одну занятость. Но не только денежный вопрос мотивирует их на поиск сторонних проектов. Среди других причин: развитие навыков и отношений (30% в обеих категориях), возможность заниматься хобби (28% зумеров и 30% миллениалов), а также стремление оказывать положительное влияние на общество в целом (25% от обоих поколений).
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Забота о финансовом благополучии сотрудников: необходимо предлагать конкурентную заработную плату и социальные льготы.
Продвижение наставничества, обучающих и развивающих программ, чтобы обеспечить возможности для карьерного роста.
Повышение финансовой грамотности команд.
Важность цели и смыслов
Смысловая нагрузка работы и ее социальный эффект влияют на мотивацию, вовлеченность и удовлетворенность миллениалов и зумеров. 41% первых и 46% вторых заявляют, что профессиональная деятельность находится в центре их идентичности, уступая место только отношениям в семье и с близкими людьми. Так как работа составляет важную часть их личности, участники опроса хотят, чтобы она была значимой. Но для каждого такая цель своя: от финансовых успехов и самореализации до значимого вклада в общество и внутреннего спокойствия.
Оценивая потенциального работодателя, более половины опрошенных в каждой группе обращают внимание на то, к чему движется компания и каких целей можно достичь, работая в ней.
Но если в рамках своей профессии им не удается внести значимый вклад, они инвестируют свое нерабочее время и ресурсы в сторонние проекты, которые помогают им этого добиться. Из-за этого их приоритеты смещаются, и многие сосредотачиваются на поиске работы с высоким доходом, которая позволит держать баланс между профессиональной деятельностью и личной жизнью.
При этом если они не находят приложения своему стремлению создавать что-то важное, это может повлиять на их психическое здоровье: четверо из десяти участников опроса отмечают, что отсутствие смысла в работе усиливает их тревожность.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Определение глобальной цели компании и четкое донесение смыслов до внешней аудитории.
Понимание факторов, которые влияют на мотивацию персонала.
Гиперперсонализированный подход к удовлетворению потребностей сотрудников.
Психологический комфорт
Согласно отчету Deloitte зумеры заявляют, что психическое здоровье их поколения является такой же кризисной точкой, как и финансовая незащищенность. О своем внутреннем состоянии миллениалы тоже беспокоятся, но в меньшей степени.
На благополучие сотрудников в современной рабочей среде влияют несколько факторов:
отношения лидеров и их команд: присутствует ли в команде ощущение психологической безопасности;
структура компании: есть ли возможности для роста и обучения;
принципы работы: достаточно ли власти и гибкости для принятия сотрудниками самостоятельных решений.
Чем меньше стресса на рабочем месте испытывает сотрудник, тем лучше он себя чувствует и тем больше он удовлетворен условиями труда. При этом только 52% зумеров и 58% миллениалов оценивают свое психическое благополучие как хорошее или очень хорошее. А 40% зумеров и 34% миллениалов говорят, что постоянно или большую часть времени испытывают стресс или тревогу. Для трети из них работа является основным источником стресса.
Среди основных причин они выделяют вынужденные переработки, отсутствие признания и токсичные условия работы. Опрошенные считают, что именно руководители должны следить за уровнем стресса и принимать меры по его снижению. Они предложили конкретные шаги:
внедрение гибкого рабочего графика;
проведение психологических тренингов для менеджеров;
формирование инклюзивной культуры труда.
Но в реальности все не так плохо. 62% миллениалов и зумеров говорят о том, что их компания серьезно озабочена психическим состоянием сотрудников, — это на 8% больше, чем в прошлом году. Важно, чтобы эта позитивная тенденция продолжалась, потому что руководители действительно играют определяющую роль в устранении основных причин стресса на рабочем месте.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Реструктуризация процессов.
Установление границ для поддержания баланса между работой и личной жизнью.
Признание заслуг сотрудников.
Предоставление возможностей для развития персонала, в том числе помощь в работе с внутренним состоянием.
Экологическая повестка
Забота об окружающей среде становится одним из ключевых индикаторов отношения опрошенных к компании. С потребительской точки зрения, почти две трети представителей поколения Z (65%) и поколения Y (63%) говорят, что готовы платить больше за экологически чистые продукты или услуги. При этом есть небольшой процент тех, кто обращал внимание на влияние деятельности компании на экологию при трудоустройстве: об этом заявили 23% зумеров и 22% миллениалов.
Повседневные привычки участников опроса тоже подвергаются изменениям в пользу окружающей среды: зумеры и миллениалы стали реже принимать душ, чтобы экономить воду (43% и 47% соответственно), а также начали использовать энергоэффективный транспорт вместо автомобиля (36% и 37% соответственно).
Зумеры и миллениалы хотят, чтобы их работодатели делали больше для мира вокруг: 80% опрошенных считают, что компании могут и должны вкладываться в достижение целей устойчивого развития.
На что лидерам стоит обратить внимание в работе с командами зумеров и миллениалов?
Следование экологической повестке.
Четкое и прозрачное информирование о том, что компания делает в области устойчивого развития.
Что мотивирует зумеров и миллениалов приглашать друзей к себе в компанию?
Deloitte предлагала участникам исследования оценить вероятность того, что они порекомендуют свою компанию в качестве работодателя для близких людей. 28% зумеров и 34% миллениалов поставили самые высокие баллы (9 и 10 б.) и положительно отзывались о своем месте работы. Таких сотрудников называют промоутерами: они транслируют позитивный опыт работы в компании своим близким, повышая имидж организации. Эти люди ощущают себя удовлетворенными как условиями, так и возможностями на рабочем месте.
Если все перечисленные аспекты будут в фокусе внимания руководства, а забота о сотрудниках окажется в приоритете для бизнеса, зумеры и миллениалы станут настоящими промоутерами вашей компании. Вы сможете добиться от них высокого уровня вовлеченности, который будет работать не только внутри, но и вовне, создавая положительный образ компании в инфополе, — уверены в Deloitte.