Контроль vs разнообразие | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Контроль
vs разнообразие

Отлаживайте бизнес-процессы, приводите их к общему знаменателю, но не забывайте следить за результатами.

Автор: Ицхак Адизес

читайте также

Когда контракт может подорвать доверие

Малхотра Дипак

Как работает теория пяти конкурентных сил

Майкл Портер

Платформа будущего

Виктор Орловский,  Владимир Коровкин,  Лев Хасис

Правила борьбы за равноправие

Джоан Уильямс,  Скай Михайло

Некоторое время назад я работал с одной русской компанией. И ситуация, которая возникла при общении с ней, напомнила мне о другом моем клиенте — Министерстве здравоохранения Ганы.

В России я структурировал региональные подразделения компании, коих у нее оказалось 17 штук. И разбросаны они были по всей стране. Когда я начал разрабатывать структуру для региона, скажем Y, клиент стал возражать: мол, она не подходит для области X. Что ж, мы перешли к области X. Теперь клиент серьезно засомневался, подойдет ли эта структура региону Y. И тут меня озарило: он пытается найти единый шаблон для всех подразделений.

Ох уж это единообразие — наследие СССР. Почему все должно быть одинаковым? Откуда такая уверенность?

Так вот, то же самое я наблюдал в Гане сорок лет назад. Великобритания создала унифицированную структуру государственных служб во всех своих колониях: для лучшего контроля. В колониальную эпоху, когда чиновники проходили обучение в Великобритании, их учили так, чтобы они могли служить в любой точке мира, потому что все министерства, все общественные службы были структурированы по одной схеме во всех колониях.

В Советском Союзе, по-видимому, была такая же установка: единообразие ради максимального контроля из центра, из Кремля.

Я пытался убедить своего русского клиента, что подразделения в каждом регионе должны быть структурированы по-своему — так, как целесообразно именно для него. Разные расстояния, разные логистические и транспортные проблемы (между многими городами нет прямого воздушного сообщения — приходится лететь через Москву) и т.д. Клиент не поддавался. И я задумался: почему же на Западе, в условиях рыночной экономики, разнообразие нас совершенно не пугает?

Думаю, дело в том, что для капиталистического общества важнее производительность, чем контроль. Мы измеряем эффективность каждого подразделения, и, если оказывается, что для повышения производительности в одном из них нужно что-то изменить, мы с этим соглашаемся. Подразделения не должны быть одинаковыми. Не важно, что и как вы делаете (в рамках закона и этики), — важен результат.

В тоталитарных системах значение имеет не эффективность, а контроль. Он превыше всего. И от этого, конечно, страдает производительность. Так что нет ничего удивительного в том, что экономика коммунистических стран показывала плохие результаты.

То же самое мы наблюдали в колониальной Британии. Производительность, например, колониальных компаний была не так важна, как контроль из Лондона. И когда колонии получили свободу, культура максимизации контроля за счет производительности никуда не делась — и это значительно тормозило развитие экономики этих стран.

То же самое мы наблюдаем в России: ситуация с моим клиентом — типичный конфликт между результатом и согласованностью, то есть между разнообразием и управляемостью. Единообразие процессов повышает прибыльность — но лишь до определенных пределов: пока не ухудшается результативность.

Так что отлаживайте бизнес-процессы, приводите их к общему знаменателю, но не забывайте следить за результатами. В определенный момент маржинальный анализ покажет, что повышение управляемости (то есть единообразие) приводит к снижению общей прибыльности.