Почему успешные компании перестают расти? | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему успешные компании
перестают расти?

Сколько мы видели случаев, когда неудержимо развивавшиеся компании вдруг словно натыкались на стену. Рост замедляется, акции падают в цене, акционеры начинают нервничать, а СМИ — гадать, что же тут неладно.

Автор: Рон Ашкеназ

читайте также

Венчурному капиталисту

HR-директор Ford Motor Company: «Люди ближе, чем кажется»

Как работают фабрики изобретений

Роберт Саттон,  Харгадон Эндрю

Эмбарго работает, но не так, как хотела бы Америка

Андреа Ованс

Сколько мы видели случаев, когда неудержимо развивавшиеся компании вдруг словно натыкались на стену. Рост замедляется, акции падают в цене, акционеры начинают нервничать, а СМИ — гадать, что же тут неладно. В таких ситуациях одни компании — например, P&G и Starbucks — зовут уволенного гендиректора обратно в надежде, что с ним возвратится и былая слава. В других случаях — в Apple, GE и Cisco — руководство просто замирает и ждет, не рассосется ли проблема сама собой.

На самом деле нужно понимать, что время от времени спад происходит в силу неизбежных законов, даже в самых успешных компаниях. Тем не менее гендиректор (прежний или новый) и руководство в целом могут сделать многое для того, чтобы замедлить спад и побыстрее вернуть компанию в прежнюю успешную колею. Однако, прежде чем действовать, нужно разобраться в тех трех силах, которые неизменно сбрасывают высоко взлетевшую компанию с небес на землю.

Первая сила — закон больших чисел. Компания растет, и за каждым процентом дохода скрываются все большие абсолютные величины. База расширяется, и, чтобы доходы за очередной период существенно превысили доходы за предыдущий отрезок времени, требуется намного больше новых продуктов, услуг или сделок. Нужны новые рынки, новые виды товара, новые регионы. Иными словами, чем крупнее становится компания, тем напряженнее работает весь ее механизм.

Второе препятствие на пути роста — зрелость рынка. Со временем рынок становится более предсказуемым: покупатели привыкают к определенным брендам и предпочитают хранить им верность. На рынке очень тесно, цены стабилизируются, и тем самым рост за счет повышения цен исключается. Наконец, некоторые рынки достигают предела насыщения — либо потому, что количество потребителей ограничено демографически, либо потому, что происходит его коммодитизация (переход продукта из марочной категории в категорию рядовых продуктов). В совокупности жизненный цикл продукта и рынка могут негативно сказаться на традиционных источниках роста маркетинга и продаж.

Третья сила, замедляющая рост — психологическая самозащита. Компания становится больше, и все сильнее в ней консервативное желание сохранить бизнес в его изначальном виде, не жертвовать им ради инноваций. И в тот самый момент, когда нужно задуматься о новых источниках роста, компания начинает осторожничать, предпочитает как-то приспособить к новым требованиям уже существующие товары и услуги, не отваживаясь на революционный прорыв. Тут-то ее и могут смести конкуренты — и уж конечно, они займут территорию, которую эта компания сочла «рискованной».

Под действием трех описанных выше сил рост почти неизбежно замедляется, так что не приходится удивляться тому, что даже успешные компании порой притормаживают. Главный вопрос тут, конечно, — «что делать?». Вот два неплохих совета для менеджеров всех уровней:

Регулярно пересматривайте свою бизнес-модель. Под действием этих трех сил любая бизнес-модель рано или поздно устаревает, ее надо либо модернизировать, либо вовсе от нее отказаться. Время от времени всматривайтесь в то, что вы делаете и как вы это делаете, спрашивайте себя, рационален ли ваш образ действий. Сумеет ли кто-то иначе подать этот товар или услугу? Не появились ли у клиентов новые потребности или альтернативные возможности? Иными словами, исследовательская работа и инновации не должны сосредотачиваться исключительно на изобретении новых продуктов и услуг — нужно искать новые бизнес-модели.

Уменьшиться сейчас, чтобы увеличиться в будущем. Это тоже помогает: иногда подрезайте лишние ветки. Не только деревья чересчур обрастают — организации тоже отращивают порой лишние ветви, которые вытягивают жизненные силы из всего дерева. Срезайте их, и тогда жизнеспособные побеги получат больше питания. Задайте себе вопрос: «Нет ли среди ваших продуктов или услуг таких, которые не приносят существенной прибыли? И нет ли у вас клиентов, от которых вы рады были бы избавиться?» Это трудные вопросы, подчас они вызывают острую эмоциональную реакцию. Но задайте их, ответьте и переходите к действиям, чтобы высвободить ресурсы, сосредоточиться на новых возможностях — и в скором времени снова начнется рост.

Ни одна компания не может разгоняться бесконечно. Она упрется в стену или, по крайней мере, притормозит на ухабах. Но избавившись от лишнего балласта и опробовав новые бизнес-модели, руководители смогут свести к минимуму негативные последствия и обеспечить своей компании наилучшую возможность для долгосрочного роста.