Жить, не жертвуя ничем | Большие Идеи
Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Жить, не жертвуя ничем

Стюарт Фридман
Жить, не жертвуя ничем

Загружены по горло. Сбиты с толку. Выжаты как лимон. НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА. Так мы говорим о себе сегодня. Я слышу эти слова от мужчин и женщин, ­пожилых и юных; от топ-менеджеров и студентов MBA, врачей и продавцов, рабочих и ученых, военных и домохозяек, учителей и инженеров по всему миру. В эпоху непрерывного общения и экономического давления приходится бороться одновременно за хорошую работу, домашнюю идиллию, успех в обществе и внутреннюю гармонию. Некоторые уже сдались и не верят, что можно объять необъятное. В прошлом году я сравнил результаты опросов студентов Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете за 1992 и 2012 годы и заметил, что представители поколения 2000-х (рожденные в 1980—2000 гг.), как правило, сознательно не хотят иметь детей: они просто не понимают, где взять на них время.

Стремление найти баланс между карьерой и личной жизнью не решает проблемы. Я давно пришел к выводу (и со мной все чаще соглашаются), что все разговоры о балансе — вздор. Это ложная идея: она предполагает, что мы должны постоянно чем-то жертвовать — работой или учебой, семьей, общением с людьми (друзьями, соседями, членами религиозных или социальных групп), личными интересами (умом, телом, душой). Более реалистичная и достижимая цель — взаимная интеграция этих важнейших сфер жизни и одновременно развитие каждой из них.

Чтобы этого добиться, нужно преж­де всего следовать трем ключевым принципам, которые я описал в статье «Победа на четырех фронтах» («HBR — Россия», август 2008): быть самим собой, обладать целостным взглядом на жизнь, ко всему подходить творчески. Следовать этим принципам помогут определенные навыки. За 30 лет работы — ­преподавателем, исследователем, консультантом, руководителем — я опросил тысячи людей. В процессе я выявил 18 навыков, которые нужны для гармонизации четырех жизненных сфер. Я описываю их в этой статье и предлагаю упражнения, разработанные на основе последних научных достижений, в том числе в области организационной психологии, которые помогут вам овладеть некоторыми из этих навыков.

Умение быть самим собой

Больше десяти лет я веду курс «Универсальное лидерство» и рассказываю людям, в том числе руководителям компаний и студентам бизнес-школ, об этих трех принципах. Прежде всего я говорю о необходимости быть самим собой — о том, как важно действовать осознанно, правильно расставляя приоритеты, где бы вы ни были и что бы ни делали. Для этого нужно:

  • понимать, что вам важно;
  • проводить в жизнь свои ценности;
  • действовать в соответствии с этими ценностями;
  • уметь о них рассказывать;
  • предвидеть последствия своих дел;
  • брать на себя ответственность.

Два первых пункта — ключевые. Начнем с того, как понять, что для вас важно. Одно из упражнений, которое помогает в этом, называется «Четыре круга». Выполнив его, вы сможете обдумать, насколько весомы и согласованы между собой ваши жизненные роли и обязательства. Сначала нарисуйте круги, символизирующие четыре сферы жизни: работу, семью, социум и личные интересы, соотнося их размер с важностью соответствующей сферы. Затем сдвиньте круги, показывая, пересекаются ли они в вашей жизни и если да, то насколько. Задумайтесь о ценностях, целях, интересах, задачах и результатах, которыми вы наполняете каждый круг. Нет ли между ними противоречий? Представьте себе, что ваши цели и средства их достижения в каждой сфере идеально согласованы между собой и круги имеют единый центр, как годичные кольца дерева. Какой была бы ваша жизнь? Для большинства этот идеал недостижим — но будьте реалистами: что можно сделать, чтобы круги максимально пересекались? Если вы станете работать по-другому — или даже с другой целью, — не станете ли вы меньше ценить работу? Можете ли вы показать членам своей семьи, что ваша работа важна и для них, — чтобы они еще больше поддерживали вас?

image

Дополнительное упражнение «Начинаем разговор» помогает последовательно проводить в жизнь свои ценности. Принесите на работу что-нибудь относящееся к другим аспектам вашей жизни: семейное фото, сувенир из путешествия, приз или награду. Если коллеги обратят на это внимание, объясните им, что эта часть жизни значит для вас и как она помогает вам в работе. Затем попросите их принести что-нибудь подобное. Можно, наоборот, взять домой что-то с работы и обсудить этот предмет с соседями, супругом, детьми или гостями. Расскажите им, чем вы занимаетесь, как вы реализуете себя на работе и почему это значимо и для них.

Когда Виктория, директор по маркетингу фармацевтической компании, нарисовала четыре круга своей ­жизни, она поместила самый большой — карьеру — отдельно от остальных. Она не видела связи между профессиональными обязанностями и личной жизнью, семьей, социальными связями. Но, обсудив все с коллегами, друзьями и близкими, она поняла: цель ее работы — борьба за здоровье граждан — намного ближе к другим сферам ее жизни, чем она думала.

Она также увидела, что, взглянув на ситуацию под немного другим углом, она может сблизить эти круги. В частности, она поговорила о социальном значении своей профессии с дочерьми и рассказала им, как производимые компанией медикаменты спасают жизни людей. Теперь девочки еще больше гордятся своей мамой и лучше понимают, зачем она ходит на работу. Как руководитель Виктория переосмыслила подход к маркетингу лекарств. Она осознала, что потребители, как и она сама и ее коллеги, — чьи-то дети, супруги, родители, друзья, соседи. В итоге ее отдел сплотился и стал работать гораздо лучше, а загруженность Виктории снизилась, и у нее появилось время для других дел. Что еще важнее, она почти перестала винить себя за то, как она расходует время и силы, прониклась значимостью своей работы и ощутила поддержку семьи.

Целостный взгляд на жизнь

Второй принцип, о котором я говорю на своем курсе, — целостный подход к жизни — то есть умение видеть все ее стороны в их единстве. Необходимо помнить и напоминать другим, что все ваши роли — лишь разные стороны одной личности. Вот что нужно уметь:

  • формулировать свои ожидания;
  • помогать другим;
  • заручаться поддержкой окру­жающих;
  • использовать все свои ресурсы;
  • разумно расставлять границы;
  • видеть общее в частном.

В данном случае очень важно уметь пользоваться всеми ресурсами (знаниями, навыками, контактами) в разных сферах жизни так, чтобы другие сферы от этого выигрывали. Запомните упражнение «Перенос таланта». Нужно написать резюме, перечислив все свои навыки — от наставничества до организации праздников, — и прикинуть, как их можно применить по-новому. Организационные психологи называют это развитием сильных сторон. Вы выявляете свои таланты и используете их в новых областях, одновременно развивая их. Еще один способ — поразмышлять о том, что вас радует (успех на работе, дружба, занятия танцами) и какие сферы ­жизни требуют улучшения. Как умения, приносящие вам позитивные эмоции, использовать для улучшения жизни?

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Учиться у дизайнеров
Мария Сташенко