Департамент мобильности | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Департамент мобильности

Автор: Рунцхаймер Рекс

Департамент мобильности

читайте также

Не дедлайном единым

Лора Джурдж,  Лорел Ньюман,  Шарлотт Бланк,  Эшли Уилланс

Холакратия по законам бюрократии

Банч Джон,  Итан Бернстайн,  Каннер Нико,  Ли Майкл

Что не так с лояльностью ваших сотрудников

Алексей Клочков

Кошмарный сон новатора

Аднер Рон,  Капур Рахул

Сотрудники компаний постоянно находятся в движении: совершают коммивояжерские поездки и выезжают к клиенту для оказания услуг, навещают заграничные филиалы и совершают зарубежные командировки, перелетают через океаны на корпоративном самолете и передвигаются по городу на служебной машине. Обеспечивают все эти переезды специальные подразделения самой компании и внешние поставщики соответствующих услуг. Однако, по нашему мнению, гораздо выгоднее централизовать управление поездками: это снизит издержки, повысит эффективность работы и удовлетворенность сотрудников.

Как показывают исследования, базирующиеся на изучении деятельности более чем 100 корпораций, в среднем компании тратят на одного мобильного сотрудника $25 500 в год (сюда включены расходы на транспорт, переезды и технологии). Почти половина из этой суммы, $12 500, приходится на оплату собственно поездок: авиабилетов, питания, проживания и пр. Служебная машина или компенсация сотруднику, вынужденному ездить на работу на собственном автомобиле, обходится примерно в $7100, средства связи (карманные компьютеры, ноутбуки, сотовые телефоны и доступ в Интернет и т. п.) — еще в $5900. Расходы на перемещение сотрудника в другой офис внутри страны составляют примерно $51 700, а пятилетняя заграничная командировка — $500 000, а то и более.

Издержки на транспорт, поездки, еду и технологии по объему сопоставимы с социальным пакетом, составляющим около 25% компенсации. В большинстве организаций за все проблемы, касающиеся социальных выплат, отвечает отдел персонала, что позволяет четко вести дела и добиваться экономии на масштабах. А поездками и связью занимаются многочисленные сотрудники разных отделов, и это снижает эффективность и сокращает возможности для экономии средств. Нередко подразделение, ведающее подготовкой мероприятий, и отдел командировок, заключают каждое свой контракт с одними и теми же авиакомпаниями и гостиницами. Часто эти вопросы курируют сотрудники, подчиняющиеся разным начальникам, и в результате теряется возможность повлиять на цену. Нам встречалось немало компаний, которые поручали местным менеджерам обеспечивать оборудованием и связью сотрудников, работающих в режиме удаленного доступа, вместо того чтобы, например, добиться скидки за подключение к широкополосному Интернету и сотовой связи. Фрагментация усугубляется при использовании аутсорсинга, который еще более затрудняет отчетность и контроль.

Между тем, поручив заботу о мобильных сотрудниках одному отделу (в идеале отделу персонала или финансов), компания получает ряд преимуществ.

Сотрудники смогут решать все вопросы, связанные с поездкой, в одном месте и пользоваться стандартными схемами и процедурами. Оформляя командировку, работник обращается в один и тот же отдел независимо от того, на какой машине (корпоративной, собственной или взятой напрокат) он поедет, и там же договаривается о получении сотового телефона или карманного компьютера. Для заказа корпоративной машины до аэропорта и билета на самолет достаточно написать одно заявление. Компании смогут использовать единую систему отслеживания нарушений правил дорожного движения для всех сотрудников, на каком бы автомобиле они ни ездили — корпоративном, личном или арендованном. Этот же отдел сможет заниматься билетами, служебными бумагами, документацией и ознакомлением сотрудника, выезжающего за рубеж, с особенностями чужой культуры.

Менеджеры получают возможность делиться друг с другом опытом и ответственностью. К примеру, и менеджеру по командировкам, и менеджеру, занимающемуся переводом сотрудников в зарубежные офисы, следует разбираться в тонкостях получения виз и других документов, необходимых для жизни за границей. А при найме или увольнении мобильного сотрудника процесс можно значительно упростить, если всей корпоративной собственностью, выдаваемой сотруднику (кредитная карточка, автомобиль, сотовый телефон и пр.), занимается один отдел.

Компании смогут сократить количество избыточных процессов и улучшить методы управления. И, что еще важнее, они получат возможность выявлять передовые приемы и добиваться экономии на масштабах.

Идея о централизованном отделе мобильности появилась совсем недавно, и пока мало кто претворяет ее в жизнь. По самым скромным оценкам, компании, которые решат применить идею на практике, сократят свои управленческие издержки на 15—20%, а общие издержки — на 5% (этот прогноз основан на материалах, предоставленных компаниями, которые отдали на аутсорсинг управление выплатами персоналу).

Высоко оценят такое решение и сотрудники, ведь оно избавит их от многих забот и проблем.