Проектирование — внешним подрядчикам | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Проектирование —
внешним подрядчикам

Авторы: Амарал Джейсон , Паркер Джеффри

Проектирование — внешним подрядчикам

читайте также

Зияющая рана дефицита: инновационные бизнес-модели для устойчивого будущего

Джонатан Чжан,  Каролин Ру ,  Крис Блокер ,  Рональд Хилл

Сила умеренности: почему положительные отзывы не кажутся убедительными

Даниэла Купор,  Закари Тормала

Шесть вопросов, которые помогут наладить контакт с командой

Маршалл Голдсмит

Научитесь думать как аналитик

Томас Редман

Предприятия, которые ставят на развитие собственных базовых моделей, могут быстрее других

и с меньшими затратами расширять свой ассортимент. Не секрет, что такие компании на этапе производ­ства давно привлекают внешних подрядчиков. Но теперь они все чаще отдают на аутсорсинг и проектирование новых продуктов, основанных на базовых образцах.

К сожалению, в таких случаях компаниям редко удается экономить на издержках. Мало того, иногда они теряют свои уже ставшие популярными модели. Мы изучили около ста проектов по аутсорсингу дизайнерской работы (рассматривались компании из списка Fortune 1000), и только треть из них увенчалась успехом — благодаря модульному подходу (когда проект разбивают на отдельные части и отдают сразу нескольким исполнителям) или грамотному управлению. Все остальные шли очень трудно либо вообще провалились. Вот почему:

Несовпадение целей. Часто компания и нанятые ею проектировщики преследуют разные цели. Порой не совпадают и цели ее же отдельных коллективов. Например, в корпорации, производящей компьютеры, разработчики ­базового продукта хотели сделать его максимально передовым и функциональным, что в будущем обещало хорошие доходы. Другая группа планировала на основе компонентов новой базовой модели создать дополнительные продукты и получить быструю прибыль. У каждой ­команды был свой подрядчик, который участ­вовал в окончательной доработке и производстве нового продукта, думая только о своей прибыли. Из-за того что у всех были свои цели, две внешние и две внутренние команды так и не сработались и оба проекта не были завершены в срок. Компании не удалось повысить эффективность разработок, и она отказалась от принципа базовой модели.

Еще до разработки базовой ­модели руководителям занятых в проекте команд нужно выработать единые цели. Разумно использовать открытые конт­ракты, условия которых при необходимости можно пересматривать.

Непредвиденная конкуренция. В создании базовых моделей ­обычно участвует много людей, среди них и непримиримые соперники, вынужденные в этом случае сотрудничать. В нашем исследовании участвовала компания, которая хотела использовать компоненты старой модели в 20 новых продуктах. Но ее партнер по производству и проектированию считал, что компоненты надо полностью переделать, иначе в новом устройстве они не будут работать. Казалось, подрядчик прав, но на самом деле он просто не хотел сотрудничать с разработчиком старой платформы, своим прямым конкурентом. В конце концов заказчик уступил этим требованиям, но проект обернулся лишь новыми издержками.

Передавая на аутсорсинг проектирование базовых моделей, будьте готовы к тому, что подрядчики-конкуренты будут неохотно использовать наработки друг друга. Чтобы устранить эту проблему, во-первых, создайте стимулы для сотрудничест­ва, пускай и временного, и, во-вторых, подберите исполнителей для ­будущих проектов с учетом их готовности к совместной работе.

Отсутствие контроля над версиями продукта. Контролировать изменение технических характеристик продукта непросто, тем более когда в проектировании участвует внешний подрядчик. Вот пример: одна компания поручила ­партнеру разработать дизайн упаковки для целой серии цифровых устройств. Заказчик рассчитывал, что на полках магазинов они все будут ­смотреться как единое целое, а кроме того, ­можно будет производить упаковку для разных продуктов на одном и том же оборудовании и ­быстро корректировать ассортимент. Как и было условлено, партнер разработал подробную схему упаковки, но производить ее поручили двум заводам. Один внес в нее ряд «мелких» ­изменений, чтобы соблюсти нормативы по электромагнитному излучению, а другой использовал старый вариант дизайна. Все это выяснилось, когда на подготовку производства уже потратили немало времени и денег. В итоге товары одной серии были упакованы в разные коробки, что повредило их продвижению. Но этим дело не кончилось: когда подскочил спрос на один из продуктов, компания не смогла на этом заработать — не хватило нужной упаковки. Из-за различий в дизайне два завода просто не могли выпускать одинаковую упаковку.

Нельзя передавать проектную работу на аутсорсинг и думать, что все уладится само собой. За такими проектами должны следить квалифицированные менеджеры, которые будут подстегивать разработчиков, налаживать контакты со всеми участниками и контролировать все ключевые моменты.