Золотое правило стратегии | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Золотое
правило стратегии

Страны, компании, народы: стратегия без вызова — что велосипед на квадратных колесах.

Автор: Умар Хак

Золотое правило стратегии

читайте также

Игра без правил уничтожит вас как лидера

Наталия Васина

Как новый принцип продаж способствует росту Apple

Рафи Мохаммед

Три обязательных условия функционирования горячей линии в компании

Галина Ефремова

Каждому по потребностям

Марина Иванющенкова

Самая частая ошибка, совершаемая в конкуренции и частными предпринимателями, и инвесторами, и гендиректорами: стараются переплюнуть главного своего соперника в том, что тот делает недосягаемо прекрасно.

В результате вместо стратегии — грязное, чавкающее болото. Чем вкладываться в подрывные, взрывные отличия родной компании от соперников, нет же, идут в противоположном направлении — к тупому и скучному сходству.

Большинство компаний втянуто в острую конкуренцию, и я готов решить все их проблемы с помощью Золотого правила стратегии. Вот оно: «Научитесь делать недосягаемо прекрасно то, что самый грозный соперник делает плохо».

Вот пример. У моего Macbook Air недавно появилась та самая беда с петлями, всеобщий ужас. Починить их? Кафкианская задача для экзистенциального Геракла. Первым делом пришлось регистрироваться в Genius Bar, и, непонятно почему, встречу с мастером отложили чуть ли не на неделю. Мастер в итоге оказался не столько «гениальным», сколько помесью фрика, помешенного на контроле (привет, Стив Джобс) и парня из службы безопасности. Как загавкает на меня: «Роняли свой ноут? Откуда царапины? Пытаетесь обдурить недреманое око Apple?!» Через полчаса приятной беседы он с большой неохотой согласился: ладно, чисто по доброте душевной Apple починит мой агрегат, хоть на нем и виднеются следы дурного обращения. Экое великодушие!

Сервис-то, мягко говоря, попахивает — словно скунс, запертый в уборной. Вот и стратегия для конкурентов: «Делай недосягаемо прекрасно то, что твой соперник делает плохо». Увы, конкуренты Apple — Sony, Dell, Samsung — о Золотом правиле и слыхом не слыхивали. Они выплевывают с конвейера подобия продукции Apple и все пытаются превзойти «Яблоко» на его поле — создать простой, удобный и красивый дизайн, а следовало бы сыграть в другую игру. У Dell, вон, сервис хуже, чем у Apple. Что в итоге? Угадать нетрудно: хуже продукция + хуже обслуживание = чистая победа Apple. А следовало бы применить Золотое правило стратегии и дать «Яблоку» под дых, прямо в толстое пузо дурного сервиса — вот где мягенько, слабенько, уязвимо.

Читайте материал по теме: 5 вопросов для выработки стратегии

Разнообразие — источник подрывных инноваций. Сходство ведет лишь к упадку и забвению. Майкл Портер и Гэри Хэмел убедительно разъяснили суть стратегии: находить значимые отличия, которые сделают компанию неподражаемой, единственной в своем роде, уникальной. Это краеугольный камень в стратегии: радикально новый бизнес. Другой.

Давайте мысленно применим Золотое правило. Как бы оно выглядело применительно к автопрому? Ford, Chrysler и GM ухлопали десятилетие, пытаясь превзойти друг друга и создать самый большой, самый прожорливый внедорожник, но никто не попытался сделать то, что у всех получается плохо: маленький, дешевый, эффективно расходующий топливо автомобиль.

Как выглядит Золотое правило применительно к пище? Полвека главные производители стараются сделать еду дешевле, приправляя ее искусственными ароматизаторами, красителями и ингредиентами, но никто не пытается сделать то, что у всех получается плохо: сделать еду лучше. А что наши медиа? Опять-таки десятилетиями впихивают контент в огороженные пятачки, а попытаться снести заборы, освободить информацию, дать ей волю?

А вот и новые революционеры, их супероружие — Золотое правило. Кто справился там, где старый автопром облажался? Кто выпустил на рынок маленький и непрожорливый автомобиль? Tata — революционный Nano. Кто справился с задачей, о которой забыли пищевые магнаты, кто предложил нам здоровую пищу? Whole Foods. Кто разобрался с проблемой, которую так долго мурыжили различные медиа, и дал нам свободный и легкодоступный контент? Google.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Золотое правило — штука мощная, оно все равно что электронный микроскоп, но в условиях реальной экономики. Смотришь в него, и глаза не застит придуманный жаргон, презентации стоимостью в миллиард долларов, бесконечные собрания и встречи, консультанты-волосы-дыбом, коварные банкиры. Сквозь этот микроскоп мы видим живое и бьющееся сердце конкуренции. Если компания применяет Золотое правило, значит, она знает, где чего недостает в отрасли, секторе экономики или вообще на рынке. Результат — мощная, точная, эффективная стратегия.

А вы, лентяи, почивающие на лаврах, берегитесь: Золотое правило целит вам в самое сердце! И ты, главный, самоуверенный лентяй, да-да, ты, Америка! Что гласит Золотое правило применительно к странам? Америке пора научиться делать недосягаемо прекрасно то, что Китай делает плохо: делать замечательные вещи, нужные людям, делать их с любовью и справедливостью, с верой и страстью. Вот где таится надежда на подлинное обновление. Только никак не доберемся до этого.

Страны, компании, народы: стратегия без вызова — что велосипед на квадратных колесах. Куда-то вы на нем, может быть, и доползете, но угрохаете много времени и выбьетесь из сил.

Ну, так что, есть в вас то самое, без чего никак? Овладели вы Золотым правилом стратегии? Или ждете, пока оно возьмет верх над вами?

Читайте по теме: