Думайте, перед тем как говорить | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Думайте, перед тем
как говорить

Очевидно, неопределенность, терзающая компании изнутри, — не сиюминутного происхождения.

Автор: Борис Гройсберг

Думайте, перед тем как говорить

читайте также

Четыре способа, которые помогут понять эмоции ваших клиентов

Ирина Ксенофонтова

Планирование дел: опыт одного гендиректора

Дэниел Макгинн,  Сара Хиггинс

Управление политическими рисками в XXI веке

Кондолиза Райс,  Эми Зигарт

Как привлечь внимание тех, кто не хочет вас слушать

Джон Балдони

Неопределенность — неопределенность на рынке, неопределенность в законодательстве — отрицательно сказывается на успехе и росте компании. Но есть и другой род неопределенности, не менее вредоносный: отсутствие определенности в самой фирме.

Больше всего людям на всех уровнях корпоративной пирамиды требуется понимание стратегических целей, поставленных большими боссами. И столь же важно ясно видеть связь своей работы с этими целями. Сотрудникам уже мало «просто делать свое дело». И руководители не могут ограничиться раздачей указаний, они вынуждены объяснять коллективу стратегию, указывать направление, смысл любых оперативных распоряжений. Если ваши люди не уверены, на чем стоит и куда движется компания, то эта неопределенность помешает им осознанно участвовать в прогрессе всей организации.

Сотрудники фирмы не так хорошо представляют себе ее стратегические цели, как хотелось бы на то надеяться: уровень стратегической осведомленности в компаниях сейчас находится на низком уровне. Пару месяцев назад мы провели разговор с десятками топ-менеджеров, обучающихся в Гарвардской школе бизнеса. Подавляющее большинство из них под высказыванием «сотрудники всех уровней понимают и способны обсудить общие перспективы компании» проставляют «неверно» (30%) и «отчасти верно» (38%).

Вновь и вновь в наших исследованиях мы получаем довольно схожие цифры. Так, еще в 2007 году мы опросили тысячу сотрудников компаний из списка Fortune 500 о проблемах, связанных с мотивацией и вовлеченностью персонала. Мы просили их оценить, в какой мере их «начальник задает им ясное стратегическое направление», и средний балл по этому пункту оказался заметно ниже, чем по другим. (Дело было до финансового кризиса 2008 года, то есть до состояния «неопределенности». Очевидно, неопределенность, терзающая компании изнутри, — не сиюминутного происхождения).

Читайте материал по теме: Три принципа успешного управления проектами

Чтобы поднять уровень понимания стратегии в организации, руководители должны найти способ сознательно общаться с коллективом, то есть соотносить свои слова и тон с ясным стратегическим планом. Практика такой осознанной коммуникации входит в новую модель лидерства («организационная коммуникация»). В традиционной модели руководители отделяют общение с подчиненными от обсуждения стратегии, но «сознательные лидеры», напротив, стараются сочетать эти два аспекта.

Вот четыре подсказки, как стать таким управленцем.

  1. Думайте наперед. Прежде чем культивировать в своей компании стратегический диалог, руководителю нужно разработать стратегию общения. Этот процесс начинается с полной, сверху вниз, оценки коммуникационных практик и завершается принятием долгосрочного коммуникационного плана — многозадачной стратегии организационного общения.
  2. Нарисуйте общую картину. Желательно, чтобы люди на всех уровнях организации были способны обсуждать стратегию руководства. Но люди учатся по-разному. Чтобы помочь сотрудникам обрести навыки организационного общения, умный менеджер находит способы креативно сообщать им нужную информацию. Например, сочиняют нарратив или используют визуальные образы, которые передают стоящие перед их компанией вызовы и возможности.
  3. Читайте материал по теме: Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан Холлоуэй незаменима
  4. Просите помощи. Хороший способ добиться того, чтобы сотрудники поняли стратегические приоритеты компании — привлечь их к установлению этих самых приоритетов. Полная ответственность за процесс возлагается, естественно, на руководителей, но большие боссы все чаще убеждаются, что подсказки от менеджеров среднего звена и «с передовой» привносят полезные новые идеи и вместе с тем повышают уровень стратегической вовлеченности коллектива.
  5. Следите за словами. В разговоре с сотрудниками эффективные управленцы пользуются продуманными, внутренне непротиворечивыми выражениями. Такая форма разговора помогает всем сосредоточиться на задаче. Общение таким образом превращается в средство укрепить стратегическую согласованность.

Организационная коммуникация, как и личная, складывается наилучшим образом тогда, когда обе стороны понимают смысл и направленность разговора. Вот почему сознательные лидеры заботятся о том, чтобы каждый член коллектива имел возможность высказаться — ясно и недвусмысленно, как он понимает стратегические цели своей компании.

Материал подготовлен при участии Майкла Слинда. Он бизнес-консультант, автор книги «Talk, Inc.: How Trusted Leaders Use Conversation to Power Their Organizations».

Читайте по теме: