Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Как лучшие руководители принимают решения на основе данных
Кэсси Козырьков
Как специалисту по статистике мне очень нравится цитата одного из пионеров этой области Уильяма Эдвардса Деминга: «В Бога мы веруем. А все остальные — лишь источники информации». Но как специалист в области социальных наук, я обязана предупредить вас, что многие управленцы гонятся за данными со слишком большим рвением, пытаясь избежать неосведомленности, но при этом оказываясь не в состоянии повысить уровень принятых решений. Можно ли найти здесь золотую середину? Можно, и она начинается с одной хорошей привычки для того, кто принимает решения: примите ваше решение заранее.
Ключом к процессу принятия решений должно стать заблаговременное определение рамок контекста решения. Это нужно делать еще до того, как вы приступите к поиску данных. Этому навыку, к сожалению, обычно не учат на курсах по обработке и анализу данных. Чтобы овладеть им, вам нужно изучить социальные науки и науки об управлении. Очень жаль, что мы не преподаем их там, где они больше всего нужны, то есть в сфере управления проектами с использованием данных. Даже в статистике, которая считается наукой о принятии решений в условиях неопределенности, большинство упражнений, с которыми работают студенты, уже имеют заранее заданный контекст. Ваш профессор обычно предлагает гипотезу за вас и/или выстраивает логику вопроса таким образом, что имеется только один верный ответ. Там, где есть правильный ответ, руководителю остается просто двигаться по определенному пути.
Многие руководители полагают, что, когда они смотрят на статистику, формируют мнение и приводят решение в исполнение, их действия основываются на данных. К сожалению, такое решение можно назвать максимум «вдохновленным данными». Вдохновленный данными процесс принятия решений — это такой процесс, при котором мы слегка касаемся каких-то показателей, доходим до переломного момента в наших эмоциях и затем делаем выбор. Рядом с решением стояли какие-то числа, но эти числа не определяли решение. Решение родилось совсем иначе. Все это время оно уже на самом деле было и определялось неосознаваемыми предубеждениями человека, который его принимал.
Одна из главных проблем с вдохновленным данными принятием решений — склонность к подтверждению своей точки зрения, которая влияет на то, как лицо, принимающее решение, будет воспринимать факты в свете уже имеющихся убеждений. Если вы свободно можете сменить цель после того, как узнаете, что покажут данные, то подсознательно ровно так вы и поступите. Чтобы решить эту проблему, нужно установить цель заранее и противостоять искушению сменить ее постфактум.