Четыре правила, которые спасут от быстрых и неправильных решений | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре правила, которые спасут от быстрых и
неправильных решений

Как избежать быстрых решений при устранении проблем

Автор: Дэниэл Марковиц

Четыре правила, которые спасут от быстрых и неправильных решений

читайте также

Шесть мифов о разработке продукта

Дональд Рейнертсен,  Стефан Томке

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

Дэниел Айзенберг

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

Говорят, Альберт Эйнштейн однажды сказал, что, если бы ему дали час на решение проблемы, 55 минут из 60 он бы потратил на обдумывание самой проблемы и только пять — на поиск решений. Но Эйнштейну не довелось управлять компанией в разгар пандемии, в то время как большинству из нас приходится работать больше обычного и каждый день принимать все новые решения по самым разным поводам: от ухода за детьми до безопасности сотрудников. Нам присущи когнитивные искажения и наши способности к поиску решений не безграничны. Мало того, когда в нашем ментальном бензобаке заканчивается топливо, мы переключаемся в режим экономии энергии и либо вообще отказываемся решать что-либо, либо спешим принять решение, прежде чем дадим себе шанс разобраться, с чем в действительности имеем дело.

Столь быстрый переход к решениям вполне объясним. Вычеркивая сделанное из списка и находя отет на проблему, мы испытываем всплеск дофамина, особенно сильный, когда мир вокруг кажется более нестабильным и полным угроз, чем обычно. Тем не менее неокончательное и неполноценное решение может только усугубить ситуацию, а в долгосрочной перспективе и вовсе оказаться столь же разрушительным, как и проблема сама по себе. Консультируя руководителей по вопросам лидерства, я разработал простой четырехэтапный процесс, который поможет справиться с поспешностью в принятии решений.

1. Отправляйтесь на разведку

Поддаться плохому решению легко, если вы не слишком разбираетесь в фактах, а чтобы разобраться в фактах, нужно выйти из-за рабочего стола, из кабинета или переговорки. Сбор фактов происходит только через внимательное наблюдение.

Таблицы и отчеты, на которые мы часто полагаемся, — это просто данные, двумерное представление реальности. Данные могут сказать о том, как часто машина выходит из строя на сборочной линии. Факты, то есть прямые наблюдения, позволяют увидеть, что машина грязная и покрыта маслом, что ее давно уже не чистили и не обслуживали.

Данные могут сказать о том, что сотрудники часто опаздывают на совещания в Zoom. Факты, собранные в ходе личной беседы, скажут о том, что собраться на встречу в 9 утра очень непросто, ведь в это время родители готовят детей к началу школьных онлайн-уроков; что встречи в 12:30 тоже создают сложности, так как в это время родители кормят детей обедом; и что стремление устраивать видеоконференции по любому поводу фактически исключает перерывы между встречами, а ведь людям нужно иногда отдыхать.

В отрыве от фактов данные предполагают лишь двумерное черно-белое представление о мире. В отрыве от данных факты сообщают цвет и текстуру, но не подробное и глубокое понимание, необходимое для решения сложных проблем. Поэтому, чтобы сделать полезные выводы, принимайте во внимание и то, и другое.

2. Правильно сформулируйте проблему

Нам бывает сложно сформулировать проблему по нескольким причинам. Во-первых, мы легко можем перепутать симптомы с первопричиной. Например, можно предположить: чтобы помочь ребенку из города Флинт, штат Мичиган, у которого есть трудности в поведении в школе и который с трудом понимает прочитанное, нужно бороться непосредственно с этими проблемами. Но это всего лишь симптомы. Настоящая проблема — это наличие свинца в муниципальной системе водоснабжения.

Хорошо сформулированная проблема открывает возможности для обсуждения и выбора. Неверная формулировка закрывает доступ к альтернативам и быстро заводит в тупик поверхностного мышления.

Рассмотрим два варианта формулировки одной проблемы:

  1. Нашей больнице нужно больше аппаратов ИВЛ.

  2. Нужно, чтобы у больницы была возможность использовать больше аппаратов ИВЛ.

Обратите внимание на то, что первое утверждение не описывает проблему, оно дает решение. Единственно возможный ответ на потребность в дополнительных аппаратах ИВЛ — это… купить больше аппаратов ИВЛ. Каким может быть решение при постановке проблемы во втором варианте? Ответ приходит не сразу — и это хорошо, потому что заставляет задуматься. Избегая сам собой разумеющийся вывод (нам нужно больше аппаратов), мы получаем возможность задать вопросы, которые помогут разработать лучшее решение: сколько аппаратов на данный момент находится в ремонте? Достаточно ли часто проводится профилактическое обслуживание? Знаем ли мы, где находится каждый аппарат, или медсестры хранят некоторые из них в своих «тайниках» (настоящая проблема в большинстве больниц). Сколько времени требуется для переустановки аппарата от одного больного к другому? Есть ли в других местных больницах дополнительные ресурсы и можем ли мы делиться ими друг с другом?

Если вы видите, что при текущей формулировке проблема имеет лишь одно решение, подумайте над проблемой еще раз. Опирайтесь на объективно имеющиеся факты, а не на мнения, суждения и интерпретации.

3. Рассматривайте проблему вглубь

Столкнувшись с проблемой, не стремитесь сразу ее решить, а вернитесь на шаг назад и попытайтесь понять, как вы к ней пришли.

Диаграмма «рыбьей кости» или, как ее еще называют, диаграмма Исикавы, представляет собой модель для определения факторов, которые могли вызвать проблему:

Классическая диаграмма «рыбьей кости» включает шесть категорий факторов, но это не обязательно; на вашей диаграмме может быть четыре или семь категорий, и сами категории могут отличаться от представленных здесь. Воспринимайте эту модель как подсказку, которая поможет упорядочить мысли. Например, юридической фирме, скорее всего, не понадобится категория «Оборудование», а компания-разработчик программного обеспечения может добавить категорию «Язык программирования».

Если в вашей компании возникают проблемы с рабочим настроем и снижается вовлеченность сотрудников во время пандемии, попробуйте сгруппировать потенциальные причины в следующие категории: рабочая обстановка, технологии, психология, коммуникация и нормы. Эти подсказки помогут вам понять, сложно ли людям работать из дома; насколько хорошо используемое в компании ПО (и технологическое оборудование каждого сотрудника) подходит для совместной работы; насколько эффективно компания создает возможности для взаимодействия коллег между собой; доходят ли послания руководства до сотрудников; какие культурные нормы и ожидания применимы к работе из дома.

4. Спросите себя: «Почему?»

Прежде чем остановиться на каком-то ответе, многократно спросите себя «почему?» Это эффективный способ избежать поспешных выводов и слабых решений. Независимо от того, зададите вы себе этот вопрос пять раз, три или все одиннадцать, в конце концов вы упретесь в первопричину, поскольку каждый вопрос будет подталкивать вас к более глубокому пониманию реальной проблемы. Определив первопричину, вы гарантированно найдете и надежное решение — а не «заплатку» для маскировки симптомов. Например, вопрос «Почему наши сотрудники постоянно носят одни и те же средства индивидуальной защиты?» может показать, что у вас недостаточно складских запасов СИЗ из-за задержек в закупках. Очевидным — и неэффективным — решением было бы выдать отделу закупок постановление ускорить поставку. Однако в результате более глубокого исследования причин с дальнейшими «почему» обнаружится, что поставщики задерживали поставку продукции, потому что бухгалтерия продлевала сроки платежа, чтобы сэкономить деньги… по указанию генерального директора.

Генри Луис Менкен говорил: «Для каждой сложной проблемы есть ясное, простое и в корне неверное решение». Конечно, эти четыре шага не гарантируют того, что вы найдете правильное решение. Но они дают возможность четче определить проблему. И хотя такой подход не приносит немедленной отдачи, это необходимый шаг к поиску действительно работающего решения.

Об авторе

Дэниэл Марковиц (Daniel Markovitz) — президент Markovitz Consulting. Компания помогает организациям увеличить прибыль за счет повышения качества операционной и исполнительской деятельности. Преподает в Институте бережливого предпринимательства (Lean Enterprise Institute) и в рамках программы повышения квалификации Стэнфордского университета. Автор книги «The Conclusion Trap».