Полезные инструменты управления сбытом | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Полезные инструменты
управления сбытом

Что важно знать о развитии новых навыков и смене приоритетов

Автор: Даг Чун

Полезные инструменты управления сбытом
Thomas Heinz

читайте также

Перерождение лидеров

Станислав Шекшня

Как талант победил капитал

Роджер Мартин

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

Сальвадор Арагон,  Селия де Анка

В поисках продуктологов: что не так с российскими менеджерами по продукту

Дмитрий Губкин,  Елизавета Кондрашова

Когда гендиректором Microsoft в 2014 году стал Сатья Наделла, компания вела сбыт по проверенной модели, которая сделала ее одной из самых дорогих в мире. Стоимость продуктов напрямую зависела от числа пользователей. Для подключения каждого рабочего места требовалась лицензия, и продавцы Microsoft рассчитывали сумму контрактов, заключаемых обычно на три года, путем умножения количества рабочих мест на стоимость лицензии. Подписав договор, продавец получал комиссию и переходил к следующему контракту. Многие технологические В2В-фирмы используют подобную модель, которую некоторые шутя называют «спасибо, увидимся через три года» (менеджеры могут не думать о клиенте до истечения контракта).

Новый лидер компании Наделла решил преобразовать основной бизнес Microsoft, а также принципы ценообразования и продаж. Привычную торговлю лицензиями и традиционную стратегию «Windows прежде всего» он предложил заменить моделью «облако прежде всего», превращающей многие продукты компании в ПО как услугу (SaaS). В этом случае клиенту предлагалось оплачивать объем потребления — аналогично выставляются счета за воду или электроэнергию: чем больше человек тратит ресурсов, тем больше платит. Наделла понимал, что эти перемены не только изменят стратегию, но и подход к сбыту.

На занятиях я рассказываю, что в основе большинства решений в сфере стратегии и менеджмента лежат ответы на вопросы: что продавать, кому и как. При переходе от сбыта товаров к продаже услуг лидеры компаний должны переосмыслить ответ не только на вопрос «что?» (были товары, стали услуги), но и «кому?» (изменится целевая аудитория) и «как?» (скорректируются правила общения с клиентами до заключения договора и после, понадобится тренировка иных навыков, принципы оплаты труда станут другими). Задача непростая: решая ее, многие технологические фирмы переживают волны реорганизаций отделов продаж и сокращений штата. Опираясь на собственные исследования, работу с посещавшими мои занятия ветеранами отрасли и глубинное изучение специфики Microsoft, я определил шаги, способные помочь компаниям успешно перейти к модели продаж, основанной на потреблении.

Технологические компании — ярчайший пример такого перехода, но правила, о которых я расскажу, применимы к любой отрасли. В частности, Daimler Trucks сейчас меняет оплату арендуемых у нее крупными фирмами вроде UPS грузовиков с помесячной на помильную. Рекомендации (ресегментация клиентской базы, изменение структуры отдела продаж, новый подход к повседневному общению с существующими и потенциальными клиентами) позволят фирме превратить систему сбыта в эффективное средство реализации новой стратегии.

ШАГ 1: ПЕРЕСМОТР ПРИНЦИПОВ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ КЛИЕНТОВ.

В крупных В2В-компаниях система сбыта часто сегментирует клиентов исходя из размера и потенциала. Ключевыми заказчиками становятся компании с большим штатом (и максимальным числом лицензируемых рабочих мест), и для работы с ними выделяют лучших продавцов. Компании малого и среднего бизнеса воспринимаются как менее ценные клиенты и получают меньше ресурсов. Один продажник часто обслуживает сразу несколько мелких компаний, причем не ездит на встречи с клиентами, а общается с ними по телефону и выставляет счета онлайн.

Переход на SaaS может изменить эту схему. В качестве классического примера рассмотрим поставщика потокового видео Netflix. Количество штатных сотрудников компании — 8600 человек, то есть оно в разы меньше, чем у традиционных корпораций. В старом мире В2В-торговли Netflix казался бы не слишком перспективным клиентом. Но представим, что вы продаете облачные сервисы и взимаете плату за объем потребления данных. Хранение тысяч фильмов и показ их миллионам зрителей требует фантастической пропускной способности — так, в первой половине 2019 года Netflix создавала 12,6% мирового интернет-трафика. Если судить о клиентах по объему потребления облачных услуг, компания, несмотря на сравнительно скромный штат, окажется гигантом.

Чтобы сместить фокус продаж на услуги, продавцы и их руководители должны изменить критерии отбора клиентов. Это сложнее, чем кажется. Судить о масштабах компании по традиционным метрикам просто, а вот оценить будущие объемы текущего или потенциального потребления услуг вроде облачного хранения нелегко. Впрочем, фирмы уже придумали метрики для анализа работы ПО как услуги: одни ориентируются на количество прикрепленных к клиенту инженеров по облачным системам (можно примерно оценить с помощью LinkedIn и подобных сервисов), другие смотрят на потенциал потребления облачных услуг конечными пользователями клиента.

ШАГ 2: ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ СБЫТА.

Для ресегментирования клиентов важно сначала определить целевую аудиторию компании, а только затем ответить на вопрос, как продавать ей услуги. Традиционный процесс сбыта предполагает лидогенерацию, подготовку каждого лида, демонстрацию ему продукции и закрытие сделок. Многие продавцы десятилетиями работали по такой схеме. Но модель продаж, основанная на потреблении, требует иного подхода. Подписание контракта становится не конечным, а промежуточным этапом: заработать хорошую прибыль удастся только при условии, если клиент в дальнейшем воспользуется услугой в бóльшем объеме. В отрасли этот показатель называется «успех клиента», и именно на нем строится подход к продажам.

Финансовый директор Microsoft Эми Худ как-то заметила: «В бизнесе, основанном на модели потребления, значим только успех клиента. Потому что он способен расти как снежный ком». Чтобы стимулировать клиента к успеху (то есть повысить потребление им услуг), продавцы должны уделять ему внимание и после подписания контракта, консультируя его, как и какими способами использовать услуги эффективнее. Конечно, навыки выстраивания отношений с клиентами не становятся для продажников менее важными, но новый подход требует бóльших технических умений. Многие компании, включая Microsoft, повысили грамотность сотрудников отделов сбыта, создав «команды успеха клиента» и «команды техподдержки продаж», консультирующих заказчика после заключения контракта. Такое постпродажное сопровождение оказывалось клиентам и раньше, но оно воспринималось скорее как неприятная статья расходов, а с новыми функциями превратилось в источник дохода.

Когда к процессу продаж подключаются высококвалифицированные инженеры облачных систем, растет выручка, но это не единственный плюс. При переходе к продаже услуг компании удается установить более тесный и стабильный контакт с клиентом. Все его болевые точки видны как на ладони, и отдел сбыта лучше понимает, какие функции и способы применения продукции ему предложить. Эту ценную обратную связь компании могут использовать для стимулирования инноваций: старая модель «увидимся через три года» редко позволяла раскрывать потенциал клиента.

ШАГ 3: ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СБЫТОМ КАК СТИМУЛ НУЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Для успешной трансформации сбыта нужно в общем виде сформулировать стратегию, заново сегментировать клиентскую базу и выстроить оптимальную организационную структуру. Чтобы повлиять на повседневное общение продавцов с текущими и потенциальными клиентами, менеджеры должны использовать инструменты управления сбытом (как я это называю). Это наем нужных специалистов, обучение сотрудников и контроль результатов, а также оплата труда, стимулирующая реализацию стратегии. Кроме того, обязанность менеджера — создать культуру эффективности и сотрудничества, отражающую перемены в стратегии.

Наем. В рамках старых моделей инженер не общался с клиентом. Но сегодня, когда и от инженеров, как неотъемлемой части команд техподдержки при продажах, зависит успех клиента, рекрутерам следует отбирать кандидатов не только с развитыми техническими навыками, но и с высоким эмоциональным интеллектом. Новые веяния требуют пересмотреть принципы подбора сотрудников. Так, в начале своего пути Qualtrics — поставщик решений для онлайн-опросов из штата Юта — в основном нанимал юных выпускников Университета Бригама Янга, расположенного по соседству, и сам обучал их продажам. Перейдя на модель SaaS и начав продавать более сложные решения корпоративным клиентам, компания ощутила потребность в более опытных продавцах с определенным сочетанием навыков.

Компании часто беспокоятся, смогут ли их технические специалисты установить контакт с клиентами. Но проблемы возникают чаще у продавцов: им бывает непросто быстро освоить технические особенности продукта. «Придется уволить тех, кто не сможет или не захочет продавать по-новому, — утверждает топ-менеджер Microsoft. — Лидерам необходимо пойти на это».

Компенсация. Компании ежегодно тратят $200 млрд на оплату труда продавцов (и примерно столько же на рекламу). Причина в том, что хорошо продуманный план поощрений заставляет людей работать в разы лучше. Чтобы получить максимальную отдачу от этих вложений в условиях сервисной модели, фирмы должны привязывать зарплаты к нужным показателям (например, потреблению облачных услуг). При расчете оплаты труда продажников нужно также учитывать специфику их обязанностей. Допустим, в Microsoft премии специалистов техподдержки и команд по стимулированию успешности компании-клиента теснее увязаны с потреблением, а продавцы, работающие по традиционной модели сбыта, продолжают получать бонусы за закрытие сделок. Не менее важный вопрос, возложенный на менеджеров: как часто стоит пересматривать целевые показатели и как лучше сбалансировать переменную и фиксированные части зарплат (практические советы на эту тему см. в моей статье «Оклад, премии, комиссионные — что держит людей в тонусe»).

Большинство из нас не любит перемен, продавцы не исключение. Если они не видят хороших перспектив, то предпочитают работать по-старому. Компенсационную модель надо скорректировать так, чтобы продавцу было выгодно менять свое поведение сообразно новой стратегии продаж. Компания, не пересматривающая систему поощрений при переходе к новой модели сбыта, неизбежно столкнется со снижением мотивации и активности сотрудников.

Управление обучением и контроль результатов. Исследования Томаса Стинберга и Майкла Эйхерна показывают: при обучении продажам компании делают упор на демонстрации продуктов и почти не уделяют времени консультированию, решению проблем клиентов и разбору примеров об успешном применении продуктов заказчиками. Эти аспекты обучения становятся еще более важными в модели продаж, основанной на потреблении, ведь львиная доля выручки здесь зависит от постпродажной поддержки. Продавцам важны эти навыки: они помогут выявить потенциал использования облачных решений и показать клиентам, как извлечь максимум выгоды из предлагаемых услуг. Обучить этому сложнее, чем натаскать на работу с возражениями или на закрытие сделок.

При консультировании отделов продаж я сталкивался с одной и той же проблемой обучения: менеджеры, погрязшие в административной работе, не успевают следить за тем, как продавцы работают на местах. Но руководители должны понять: чтобы возложить на продажника ответственность за использование клиентом продукта после подписания договора, надо радикально изменить его подход к работе. Чтобы перемены привели к успеху, важно, чтобы руководитель был рядом, подсказывал и давал обратную связь.

Культура. Помните выражение: «культура съедает стратегию на завтрак»? Поскольку люди не любят перемен, лидеры должны осознавать, что корпоративная культура обычно препятствует любым изменениям стратегии менеджмента. При смещении фокуса продаж с товаров на услуги происходит то же самое. Изменить устоявшиеся нормы повседневной работы трудно. Общепризнанных рычагов (найма, компенсации и обучения) мало: менеджерам придется попотеть, чтобы оказать влияние на умы сотрудников.

Сатья Наделла в Microsoft продвигал установку на рост, которая была описана в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». В ходе трансформации в компании должна была появиться динамичная обучающая среда, позволяющая продавцам при поддержке специалистов других отделов поменять личную установку с «я все знаю» на «я все узнаю». Новая культура получила свое отражение в миссии компании. Десятилетиями Microsoft следовала цели — поставить «компьютер на каждый рабочий стол и в каждый дом». При Наделле фокус сместился с компьютера как такового на помощь людям в его использовании: «Помочь каждому человеку и каждой компании на планете достигать большего».

Прежде чем разработать новое решение, фирма должна нащупать болевую точку потенциального клиента. Только тогда она поймет, достаточно ли ценен ее продукт с точки зрения заказчика, отвечает ли он его запросам. Но этого мало: для стабильного извлечения прибыли фирма должна выработать оптимальную для своих инноваций стратегию сбыта.

Сегодня, когда многие организации смещают стратегию продаж в сторону ценообразования, основанного на потреблении, и переходят на модели SaaS, лидеры должны осознавать всю сложность предстоящей трансформации. Все переменные в формуле «что, кому и как продавать» будут меняться. Чтобы повысить шансы на успех, фирмам следует переосмыслить принципы управления продажами и стратегию точно так же, как они меняют подход к разработке своих продуктов.