
читайте также
Когда в 2000 году руководители компании Toys «R» Us подписали 10-летнее «эксклюзивное» соглашение с Amazon, они рассматривали его как идеальное решение сложной задачи: как создать розничный онлайн-бизнес, который будет доминировать в своей категории и достигнет прибыльности в скором будущем. Построив онлайн-бизнес своими силами, они решили, что им нужны уникальные навыки Amazon по работе с интернетом и выполнению заказов. Они согласились выплачивать Amazon внушительную сумму в $50 млн в год плюс процент от онлайн-продаж игрушек в обмен на то, что Amazon создаст и запустит виртуальную витрину Toys «R» Us на своем сайте. Менее чем через четыре года сделка обернулась для Toys «R» Us убытками, и компания подала на Amazon в суд, требуя возмещения ущерба в размере $200 млн.
Что пошло не так? Чтобы стимулировать собственный рост и повысить рентабельность, Amazon привлек небольших сторонних продавцов для продажи игрушек и игр непосредственно через свой сайт. В ходе двухлетней судебной тяжбы компания Toys «R» Us утверждала, что Amazon нарушила соглашение об эксклюзивности и что растущая конкуренция негативно сказалась на ее онлайн-продажах. Amazon пыталась оправдать свои действия, утверждая, что другие продавцы удовлетворяли потребности покупателей, которые Toys «R» Us не могла или не хотела удовлетворять. В итоге суд постановил, что Amazon нарушила соглашение; он разрешил компаниям разорвать отношения, но не присудил Toys «R» Us возмещение убытков.
Разочарование Toys «R» Us — не единичный случай. Большие и малые компании блуждают в тумане, пытаясь понять, как играть с быстрорастущим числом многосторонних платформ, таких как Amazon. Многосторонние платформы — это продукты, услуги или технологии, которые связывают между собой различные типы клиентов. Компании по продаже кредитных карт и eBay связывают потребителей и продавцов. Поисковая система Google связывает рекламодателей и пользователей ее услуг. Платформа Windows от Microsoft имеет три стороны (разработчики приложений, пользователи и производители оборудования), как и стандарт Blu-ray для DVD высокой четкости (поставщики контента, производители DVD-плееров и потребители). Когда-то многосторонние платформы были относительно малоизвестной стратегической проблемой, но сегодня они стали важны для всех компаний благодаря мощи интернета и связанных с ним технологий. С появлением новых посредников, облегчающих поиск и снижающих операционные издержки, компании оказываются либо в роли МСП, либо в роли игрока на чужой МСП.
Платформы, рыночные посредники и многосторонние платформы
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена