Какая у вас Google-стратегия? | Большие Идеи

・ Принятие решений

Какая у
вас Google-стратегия?

Компании, работая с многосторонними платформами (МСП), должны стратегически выбирать партнерство, балансируя между выгодами и рисками потери контроля над клиентами, утверждают преподаватели Гарвардской школы бизнеса Хагиу и Йоффи. Материал выходит в рамках серии «Классика HBR».

Авторы: Андрей Хагиу , Дэвид Б. Йоффи

Какая у вас Google-стратегия?
Фото: Brooke Cagle / Unsplash

читайте также

«Широка страна моя родная…»

Мариэтта Чудакова

Что делать, если ваши руководители конфликтуют

Ребекка Найт

Что делать, если вам не хочется работать после отпуска

Арт Маркман

Что делать, если у вас плохой начальник

Мэри Аббеджей

Когда в 2000 году руководители компании Toys «R» Us подписали 10-летнее «эксклюзивное» соглашение с Amazon, они рассматривали его как идеальное решение сложной задачи: как создать розничный онлайн-бизнес, который будет доминировать в своей категории и достигнет прибыльности в скором будущем. Построив онлайн-бизнес своими силами, они решили, что им нужны уникальные навыки Amazon по работе с интернетом и выполнению заказов. Они согласились выплачивать Amazon внушительную сумму в $50 млн в год плюс процент от онлайн-продаж игрушек в обмен на то, что Amazon создаст и запустит виртуальную витрину Toys «R» Us на своем сайте. Менее чем через четыре года сделка обернулась для Toys «R» Us убытками, и компания подала на Amazon в суд, требуя возмещения ущерба в размере $200 млн.

Что пошло не так? Чтобы стимулировать собственный рост и повысить рентабельность, Amazon привлек небольших сторонних продавцов для продажи игрушек и игр непосредственно через свой сайт. В ходе двухлетней судебной тяжбы компания Toys «R» Us утверждала, что Amazon нарушила соглашение об эксклюзивности и что растущая конкуренция негативно сказалась на ее онлайн-продажах. Amazon пыталась оправдать свои действия, утверждая, что другие продавцы удовлетворяли потребности покупателей, которые Toys «R» Us не могла или не хотела удовлетворять. В итоге суд постановил, что Amazon нарушила соглашение; он разрешил компаниям разорвать отношения, но не присудил Toys «R» Us возмещение убытков.

Разочарование Toys «R» Us — не единичный случай. Большие и малые компании блуждают в тумане, пытаясь понять, как играть с быстрорастущим числом многосторонних платформ, таких как Amazon. Многосторонние платформы — это продукты, услуги или технологии, которые связывают между собой различные типы клиентов. Компании по продаже кредитных карт и eBay связывают потребителей и продавцов. Поисковая система Google связывает рекламодателей и пользователей ее услуг. Платформа Windows от Microsoft имеет три стороны (разработчики приложений, пользователи и производители оборудования), как и стандарт Blu-ray для DVD высокой четкости (поставщики контента, производители DVD-плееров и потребители). Когда-то многосторонние платформы были относительно малоизвестной стратегической проблемой, но сегодня они стали важны для всех компаний благодаря мощи интернета и связанных с ним технологий. С появлением новых посредников, облегчающих поиск и снижающих операционные издержки, компании оказываются либо в роли МСП, либо в роли игрока на чужой МСП.

Платформы, рыночные посредники и многосторонние платформы

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена