Внутренняя мотивация при разработке стратегии развития: пан или пропал | Большие Идеи

・ Стратегия

Внутренняя мотивация при разработке стратегии развития: пан или
пропал

Разрабатывая стратегию развития, привлекайте тех, кому предстоит ее реализовывать

Автор: Рон Ашкеназ

Внутренняя мотивация при разработке стратегии развития: пан или пропал
Фото: Andrei Shiptenko / Unsplash

читайте также

Три аспекта стратегии: определение, внедрение и реализация

Кен Фаваро

Как измерить лояльность клиентов

Как речь влияет на вашу карьеру

Таннен Дебора

Чтобы создать хороший продукт, нужна эмпатия

Йон Колко

Даже cамая умная стратегия развития окажется провальной, если у людей, которые играют главную роль в ее реализации, не будет мотивации, навыков и ресурсов для ее осуществления. За годы своей работы я проконсультировал десятки компаний по вопросам стратегического развития, и самым важным фактором, способствующим выполнению таких планов, я считаю активное вовлечение всех заинтересованных лиц внутри организации в разработку самой стратегии — от руководителей высшего звена до рядовых сотрудников.


К сожалению, слишком часто компании поручают сбор данных, анализ рынков, конкурентов и в целом разработку стратегии консалтинговой фирме или внутреннему отделу стратегического планирования, а затем совместно с высшим руководством разрабатывают план развития, после чего людям просто отдают приказы. При таком подходе менеджеры и команды, не участвовавшие в создании стратегии, часто не до конца понимают ее и не обладают достаточными навыками для выполнения необходимых действий.


Неудачное исполнение


Несколько лет назад я наблюдал похожую ситуацию в компании, поставляющей программное обеспечение для телекоммуникационной отрасли. При поддержке внешнего эксперта внутренняя команда по стратегическому развитию разработала план по увеличению доходов от продаж более чем на 30%. В рамках этого плана десятки торговых представителей по всей территории США должны были сосредоточиться на продаже новых, более дорогих интегрированных пакетов корпоративного программного обеспечения, в то время как вновь созданная внутренняя группа занималась продажей и поддержкой более дешевых старых продуктов компании. Это потребовало развивать не только уже имеющиеся отношения с отделами закупок и ИТ клиентских компаний, но и выходить на новый уровень. Интегрированный характер внедряемого предложения предполагал, что сотрудники будут обмениваться информацией о контактах с клиентами, координировать подходы к продажам с сервисными бригадами и группами разработчиков программного продукта и станут более дисциплинированными в отслеживании результатов. Чтобы претворить эти изменения в жизнь, компания провела обучение по работе с новым программным обеспечением, а также предоставила каждому торговому представителю новый ноутбук, на который была установлена хорошо известная система управления и отслеживания продаж.


На первый взгляд такой подход имел смысл, и если бы его реализовали правильно, то значительно увеличили бы выручку. Однако для торговых представителей эти изменения оказались радикальными. В результате они не поддержали нововведения, так как не понимали, что и как делать. Людям требовалось не только разобраться в новых продуктах, сопутствующих материалах и более сложном ценообразовании, но и освоить совершенно новый подход к продажам и ведению отчетности о своей деятельности. Ко всему прочему, была введена новая система комиссионных, которые выплачивались в течение длительного периода времени в зависимости от использования клиентами программного обеспечения. Единственное, что понравилось торговым представителям, — новые ноутбуки, остальные задачи оказались просто неподъемными. Вполне предсказуемо, через шесть месяцев доходы снизились — и компания была вынуждена пересмотреть свою стратегию развития.


Оптимальный подход


Руководителю следует с самого начала привлечь широкие слои сотрудников компании к разработке стратегии развития. Для успеха необходимы четыре ключевых фактора.


Доверяйте своей команде, тогда сотрудники смогут придумать идеи, которые изменят ситуацию к лучшему. Конечно, заманчиво найти авторитетных внешних консультантов, которые принесут свежие идеи и планы. Но без вовлечения команды такие планы будет трудно реализовать. Это не значит, что нельзя привлекать сторонних специалистов — просто они не должны определять процесс разработки стратегии.


Включите обучение в процесс разработки стратегии, чтобы ваша команда имела общее представление о финансовой и операционной выгоде, возможных проблемах и о том, как определенные узкие технические места вписываются в общую картину деятельности компании в целом.


Дайте процессу разработки стратегии достаточно времени, чтобы люди могли учиться, вносить личный вклад в общее дело, обсуждать планы и чувствовать себя причастными к результату и при этом выполнять свои обязанности. Нетерпение естественно, так как вы хотите получить четкую стратегию развития в кратчайшие сроки. Но на то, чтобы свести нужных людей вместе, требуется время. Необходимо собирать информацию, обмениваться данными, «учить матчасть» в перерывах между рабочими встречами, обмениваться идеями, а затем или отбрасывать их, или доводить до совершенства.


Не ждите окончания процесса, прежде чем приступать к действиям. Как пишут многие исследователи, стратегия не развивается по прямой. Она требует постоянных итераций, испытаний, экспериментов и обучения — поощряйте это на протяжении всего пути. Эксперименты дадут вам представление о том, какие навыки, ресурсы и возможности потребуются для масштабирования ваших идей.


В качестве примера рассмотрим, как мировая финтех-компания Payoneer со штатом более 2 тыс. сотрудников добилась своего роста за последние два года. Payoneer предоставляет миллионам малых предприятий и независимых профессионалов по всему миру платформу для отправки и получения международных мультивалютных платежей от клиентов, поставщиков, подрядчиков и торговых площадок, таких как Amazon, Etsy и проч. В прошлом я консультировал эту компанию по вопросам стратегии развития.


Когда Джон Каплан стал генеральным директором Payoneer в середине 2022 года, в организации не было единого мнения о том, как компания должна ускорить рост. Каплану нужен был свежий взгляд на ситуацию. Необходимо ли добавить новые продукты или новый функционал (своими силами или путем приобретения)? И если да, то какие именно? Или же следует больше заниматься сопутствующими и дополнительными продажами своих текущих продуктов или переходить в более высокий сегмент? Когда летом Каплан собрал команду руководителей, то оказалось, что тех данных, которые менеджеры приводили в поддержку различных путей развития, было недостаточно.


Чтобы преодолеть эту неопределенность, Каплан понял, что ему понадобятся три вещи: более точные данные, мнения людей из всех подразделений компании, включая тех, кто находится ближе всего к клиентам, и объективная внешняя точка зрения на целевой рынок. Он также твердо знал, что эти три элемента должны быть интегрированы, причем не им одним, а людьми из всей Payoneer, теми, кто будет отвечать за реализацию разработанной стратегии.


Для этого Каплан запустил многомесячный процесс исследований и обучения, в котором приняли непосредственное участие более 200 человек по всей компании. Сначала провели трехдневный семинар для руководителей и их непосредственных подчиненных, на котором изучили данные внешнего рынка (предоставленные компанией, разрабатывающей стратегии развития, которая сотрудничала с Payoneer), внутреннюю аналитику по прибыльности клиентов, их отзывы и другие данные, а затем определили возможные точки роста и дополнительные вопросы, требующие изучения. Через несколько недель состоялась более масштабная встреча сотрудников, в которой приняло участие свыше 50 человек. Они совещались несколько дней, чтобы глубже проанализировать некоторые ключевые возможности и определить новые методы работы, которые могли бы способствовать росту. Некоторые предложения были реализованы в виде экспериментов в регионах, странах и даже на определенных типах клиентов.


Например, одна из стратегических идей заключалась в том, чтобы обеспечить обслуживание клиентов исключительно конкретного местного рынка (гиперлокальное обслуживание) за счет привлечения продавцов, которые понимают местные особенности бизнеса и его культурный контекст, могут обслужить клиентов на их родном языке и в их часовом поясе. На начальном этапе команда выбрала одну страну для реализации такого подхода, чтобы узнать, как он работает и как лучше управлять продавцами, прежде чем масштабировать этот метод на другие страны.


Такой процесс дальнейшего анализа, семинаров и экспериментов продолжался несколько месяцев, причем Каплан вместе с директором по развитию внимательно следили за сроками исполнения. Затем Каплан собрал всю команду, чтобы оформить полученные знания в официальную стратегию развития, которая легла в основу расчета бюджета компании и распределения ресурсов. Стратегию также представили и обсудили на нескольких общих собраниях. Каждый региональный менеджер, в свою очередь, представил и обсудил результаты на местном уровне, чтобы убедиться, что все согласны.


Хотя еще рано судить об успехе, но данные, представленные на инаугурационном дне инвестора компании в сентябре 2023 года и отражающие положение дел на конец июня, свидетельствуют о том, что эта стратегия развития уже приносит плоды. Например, одним из ее элементов было определение «профиля идеального клиента»: предпринимателей и компаний, которые постоянно использовали платформу Payoneer на уровне выше определенного порога. Число таких идеальных клиентов выросло в два раза по сравнению с предыдущим годом. Удержание выручки в течение одного года для когорты идеальных клиентов в июне 2022 года составило 120%, а с операционной точки зрения компания продемонстрировала окупаемость затрат на привлечение клиентов менее чем за 12 месяцев. Кроме того, наблюдался значительный рост новых бизнес-подразделений организации.


Вовлечение большого количества членов команды в процесс разработки стратегии развития будет трудным и потребует терпения. Но в конечном счете потенциал и мотивированность, которые вы создадите, значительно повысят ваши шансы на успех — как в краткосрочной перспективе, так и в отдаленном будущем.