Lyft в будущее: что ждет райдшеринговые компании | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Lyft в будущее: что ждет
райдшеринговые компании

Почему бизнес-модель Lyft и ее конкурента Uber может скоро измениться

Автор: Уолтер Фрик

Lyft в будущее: что ждет райдшеринговые компании
DUKAI PHOTOGRAPHER/GETTY IMAGES

читайте также

Победить любой ценой

Ку Джиллиан,  Малхотра Дипак,  Мерниген Кит

Распорядок из смартфона

Джоан Уильямс,  Сараванан Кесаван,  Сьюзан Ламберт

«Деньги проще всего поднимать, когда они вам не нужны»

Андрей Филев

«Что я на самом деле тут делаю?!»: зачем авторитарным режимам консультанты

Калверт Джонс

Компания Lyft подала документы для IPO, и хотя большинство газетных заголовков посвящены тому, как быстро растет сервис (сейчас у сервиса более 18,6 млн активных пользователей), как быстро он теряет деньги (около $1 млрд в прошлом году) или двум классам акций, которые планируется выпустить, это событие поднимает важный вопрос о конкурентной стратегии. В разделе документов, посвященном рискам, отмечается: «Сетевые эффекты, возникающие благодаря взаимодействию наших водителей с пользователями сервиса, — это важный элемент нашего успеха». А также: «Если мы не сможем продолжить развития наших… сетевых эффектов, это окажет негативное влияние на наш бизнес».

Но насколько большое конкурентное преимущество создают эти сетевые эффекты?

Этот стратегический вопрос — один из важнейших для IPO Lyft. Uber и Airbnb также предприняли уверенные шаги по выходу на биржу, так что у инвесторов есть много возможностей взвесить конкурентные позиции этих так называемых «гигантов экономики совместного пользования». И им придется столкнуться с тем, что не все сетевые эффекты одинаковые.

Сетевые эффекты возникают тогда, когда вовлечение нового пользователя повышает ценность предложения для других пользователей. Успех таких компаний, как Google, Facebook и WhatsApp, сделал сетевой эффект ключевым элементом стратегии в интернет-бизнесе. Это одна из причин, почему стартапы с венчурными инвестициями уделяют особое внимание росту. Чем больше пользователей ты привлечешь, тем лучше станет продукт или сервис.

Но существуют разные типы сетевых эффектов, равно как и разные типы сетей. И райдшеринговые сервисы в этом смысле не так привлекательны, как поисковики и соцсети.

Фэн Чжу и Марко Янсити из Гарвардской школы бизнеса в своей статье «Почему одни платформы успешны, а другие нет» описывают пять свойств сетей, которые определяют успех платформы. Упомяну две из них.

Первое свойство — кластеризация:

«Чем больше сеть фрагментирована на локальные кластеры и чем более изолированы они друг от друга, тем уязвимее компания. Рассмотрим пример Uber. Водителей в Бостоне волнует лишь число пассажиров в этом городе; пассажирам из Бостона важно, чтобы именно здесь было достаточно водителей. Никого из них (кроме заядлых путешественников) не заботит, сколько водителей и пассажиров, скажем, в Сан-Франциско. Тем проще другому сервису райдшеринга отвоевать крупную долю локального рынка — например, за счет более низких цен. Так и происходит: если на уровне страны компании противостоит Lyft, то на региональном уровне с ней конкурируют местные фирмы (в Нью-Йорке, например, это Juno и Via, а также локальные службы такси). Didi [китайская райдшеринговая компания] тоже сталкивается в ряде городов с ожесточенной конкуренцией».

Локальный принцип работы Lyft более уязвим в конкурентном отношении, чем глобальная структура, обеспечивающая работу поискового бизнеса Google (Говард Ю из Бизнес-школы IMD приводил подобную аргументацию относительно важности знания местности в локализованных системах вроде райдшеринговых сервисов). Стоит отметить, что Airbnb в этом отношении имеет преимущество. Отдыхающим и путешествующим по делам бизнеса нечасто приходится снимать комнаты там, где они живут, поэтому сеть Airbnb гораздо менее локализована.

Вторая сетевая особенность, имеющая значение для райдшеринга, — множественные подключения. Чжу и Янсити описывают ее следующим образом:

Множественные подключения возникают, когда пользователи или поставщики услуг («узлы» сети) обращаются одновременно к нескольким платформам («хабам»). Это обычная ситуация, если цена добавления платформы относительно невысока. Скажем, в сфере райдшеринга многие водители и пассажиры одновременно пользуются и Lyft, и Uber: это помогает водителям сокращать время простоя, а пассажирам — сравнивать время ожидания и цены, чтобы экономить на поездках. Продавцы часто сотрудничают с несколькими сайтами совместных покупок, а рестораны — с разными платформами доставки еды. И даже разработчики приложений, несмотря на высокие затраты, считают необходимым создавать продукты и для iOS, и для Android.

Если множественные подключения набирают популярность по обе стороны платформы, как это происходит в райдшеринге, ей становится сложно извлекать прибыль из основного бизнеса. Uber и Lyft вынуждены постоянно демпинговать в борьбе за пассажиров и водителей».

Кэтрин Такер из Массачусетского технологического института придерживается той же точки зрения:

«Райдшеринг характеризуется жесткой конкуренцией, и компании вкладывают немыслимые деньги в запуск и развитие сервисов. Однако пользователь может установить и Lyft, и Uber, чтобы моментально определять, у кого поездка обойдется дешевле. Точно так же у многих водителей есть оба приложения, и они могут выбирать ту платформу, которая предлагает более выгодную поездку».

Возможно, некоторые аспекты бизнеса Lyft демонстрируют сетевые эффекты, по отношению к которым подобного рода замечания не будут справедливы. Каждая поездка на Lyft предоставляет ценные данные, которые помогают компании улучшать свое ПО, и польза от этого выходит за рамки локальной географии. Когда я вызываю Lyft в Бостоне, данные об этой поездке помогают Lyft улучшить сервис и в Сан-Франциско.

Такая обратная связь может быть необычайно значимой. Но это необязательно означает хорошие новости для Lyft. В своих документах для IPO компания указывает: «Мы полагаем, что в будущем парки автономных транспортных средств сделают возможным новый способ транспортировки». Компания утверждает, что благодаря стратегическому партнерству ей удалось обеспечить более 35 тыс. поездок на автономных транспортных средствах. Но в документах также указано следующее: «Если мы окажемся неспособны эффективно развивать партнерские отношения с другими компаниями для своевременного обеспечения нашей платформы технологиями автономной перевозки, это может негативно отразиться на финансовых условиях и результатах деятельности».

Если смотреть на происходящее в контексте конкуренции, рынок автономного транспорта больше похож на рынок поисковиков, а не на деятельность райдшеринговых сервисов. Безусловно, вождение в разных местах несколько отличается, но автономная поездка в Аризоне обусловит более безопасную поездку в Нью-Йорке. Сетевые эффекты на этом рынке, как кажется, будут сильнее и стабильнее, чем в случае с райдшерингом. Lyft и их основному конкуренту Uber остается вступить в жесткое противостояние практически без надежды получить преимущества недоступного для компаний из этой отрасли сетевого эффекта. И все это происходит в тот момент, когда им необходимы деньги и таланты для конкурентной борьбы в сфере самоуправляемых транспортных средств. Тот, кто победит в ней, скорее всего, получит всё.

Об авторе. Уолтер Фрик (Walter Frick) — заместитель главного редактора сайта hbr.org.

* деятельность на территории РФ запрещена