Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Lyft в будущее: что ждет райдшеринговые компании
Уолтер Фрик
Компания Lyft подала документы для IPO, и хотя большинство газетных заголовков посвящены тому, как быстро растет сервис (сейчас у сервиса более 18,6 млн активных пользователей), как быстро он теряет деньги (около $1 млрд в прошлом году) или двум классам акций, которые планируется выпустить, это событие поднимает важный вопрос о конкурентной стратегии. В разделе документов, посвященном рискам, отмечается: «Сетевые эффекты, возникающие благодаря взаимодействию наших водителей с пользователями сервиса, — это важный элемент нашего успеха». А также: «Если мы не сможем продолжить развития наших… сетевых эффектов, это окажет негативное влияние на наш бизнес».
Но насколько большое конкурентное преимущество создают эти сетевые эффекты?
Этот стратегический вопрос — один из важнейших для IPO Lyft. Uber и Airbnb также предприняли уверенные шаги по выходу на биржу, так что у инвесторов есть много возможностей взвесить конкурентные позиции этих так называемых «гигантов экономики совместного пользования». И им придется столкнуться с тем, что не все сетевые эффекты одинаковые.
Сетевые эффекты возникают тогда, когда вовлечение нового пользователя повышает ценность предложения для других пользователей. Успех таких компаний, как Google, Facebook* и WhatsApp, сделал сетевой эффект ключевым элементом стратегии в интернет-бизнесе. Это одна из причин, почему стартапы с венчурными инвестициями уделяют особое внимание росту. Чем больше пользователей ты привлечешь, тем лучше станет продукт или сервис.
Но существуют разные типы сетевых эффектов, равно как и разные типы сетей. И райдшеринговые сервисы в этом смысле не так привлекательны, как поисковики и соцсети.
* деятельность на территории РФ запрещена