Три совета, которые помогут бизнесу с финансовыми планами на 2021 год | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три совета, которые помогут бизнесу с финансовыми планами на
2021 год

Что нужно знать о гибком бюджетном планировании

Авторы: Даррелл Ригби , Джуст Спитс , Стив Берез

Три совета, которые помогут бизнесу с финансовыми планами на 2021 год
Klaus Vedfelt/Getty Images

читайте также

Григорий Ениколопов. Спасут ли нас стволовые клетки?

Анна Натитник

10 вопросов, которые помогут совету директоров спасти компанию

Тазим Эссани,  Эндрю Уайт,  Эрик Уилкинсон

Чем опасна для бизнеса и карьеры психологическая защита

Елена Евграфова,  Марина Мелия

Решения на границе

Гименес Эдуардо,  Джоши Адитья

Прямо сейчас руководители организаций запускают ежегодный процесс планирования коммерческой деятельности и бюджета, ни на минуту не забывая о том, что планы на этот год пошли прахом примерно в марте (спасибо пандемии).

2020 год оказался особенно хаотичным, но давайте признаем: даже в спокойные периоды большая часть процессов, относящихся к планированию коммерческой деятельности и бюджета, — источник разочарования. Они запускаются за пять или шесть месяцев до периода, к которому относятся, и в начале обещают невероятные трансформации, которые затем уступают место нудным шаблонам, бесконечным финансовым прогнозам, препирательству из-за целей и борьбе за ресурсы.

В этом году у компаний есть возможность навсегда вырваться из этой рутины, так как пандемия требует более гибкого подхода к составлению бюджета. По нашим наблюдениям, в текущей ситуации работают три следующих приема.

1. Измените цель составления бюджета и планирования. Большинство систем составления бюджета и планирования разработаны, чтобы помогать топ-менеджерам предсказывать, распоряжаться и контролировать. Точно предсказывать, что должна делать компания, чтобы обеспечивать гладкие, стабильные тренды роста дохода на акцию (EPS). Распоряжаться всеми разрозненными хозяйственными и функциональными подразделениями, чтобы они выполняли детализированные планы, которые обеспечивали бы получение желаемого совокупного результата. И, наконец, жестко контролировать деятельность каждого подразделения, чтобы их сотрудники обязательно действовали в соответствии с планами и обеспечивали требуемые результаты.  

Что не так с этими пунктами? Как однажды сказал Люк Скайуокер, «ты неправ от первого до последнего слова». 

Во-первых, аналитические исследования Bain & Company и других фирм показывают, что предсказуемые тренды роста EPS обеспечивают всего 1% совокупного дохода акционеров. Повышение результативности коммерческой деятельности (рост прибыли на инвестированный капитал и чистой прибыли), с другой стороны, в 30 раз сильнее влияет на этот показатель. То есть окупается планирование деятельности, приносящей более высокие результаты, а не предсказанный доход. 

Во-вторых, модель «предсказывать, распоряжаться, контролировать» особенно неэффективна в периоды затяжных кризисов и когда над миром парит «черный лебедь» — смертоносная пандемия, социальные волнения, высокотехнологический сбой, военный конфликт, террористический акт, финансовый крах, экологическая катастрофа. История показывает, что двум третям успешных компаний пришлось отбросить свои изначальные стратегические планы, чтобы выстоять в непредвиденной рыночной ситуации. В непредсказуемом мире, который меняется все быстрее, долгосрочные прогнозы будут становиться все более ненадежными, и все опаснее будет приказывать людям следовать небезупречным планам.

С точки зрения эффективного составления бюджета и планирования, успех — это улучшение результатов коммерческой деятельности в интересах потребителей, сотрудников, инвесторов, местных сообществ, а не выполнение бюджета. В фокусе этого подхода — обучение, адаптация, рост, а не старания предсказать непредсказуемое. Он говорит всю правду о прогнозах, показывает, что благоразумнее честно указывать на моменты неопределенности или поворотные моменты, а не притворяться, что они немыслимы.

2. Сместите фокус внимания с финансовой точности на стратегический успех. Сейчас, когда начинается сезон составления бюджета и планирования, финансовые директора организаций выпускают распоряжения о целевых финансовых показателях и расходовании денежных средств. Позже, когда наконец подаются все бюджетные заявки, нередко оказывается, что их сумма на 20% превышает запланированный бюджет. В этот момент финдиректор прибегает к финансовому анализу, чтобы расставить инвестиции по приоритетности и осуществить болезненные сокращения бюджета. На бумаге все это приводит к впечатляющей прибыли. В реальности результат, как правило, иной.

Более надежный подход — превратить целевые показатели, рассчитанные на первом этапе (см. выше), в стратегическое портфолио инструкций, относящихся к составлению бюджета и процессу его адаптации. Эти инструкции вызывают дискуссии, в ходе которых ресурсы распределяются от общего к частному, в соответствии со стратегией, а не от частного к общему, в соответствии с бюджетами отдельных проектов. Вот некоторые вопросы, которые должны быть заданы в стратегическом портфолио:

  • Какие результаты будут важнее всего для успеха стратегии?

  • В свете этих приоритетов куда должны пойти ресурсы? Например, какая часть наших ресурсов должна пойти на осуществление бизнеса (операционную деятельность), а какая — на изменение бизнеса (инновации)?

  • Каков оптимальный баланс ресурсов в отношении инноваций: сколько должно приходиться на постепенные, а сколько на прорывные инновации?

  • Сколько ресурсов должно пойти на разные категории клиентов?

  • Сколько ресурсов должно пойти на разные каналы продаж и распространения, регионы, хозяйственные подразделения, бренды или товарные линейки? 

  • Какую часть наших ресурсов, выделенных на технологические задачи, надлежит расходовать на поддержание работоспособности существующих систем, а какую на разработку нового функционала и улучшение технологической архитектуры? 

  • Какие гипотезы должны оправдаться, чтобы эти стратегии распределения ресурсов сработали, и что мы можем сделать, чтобы быстрее и эффективнее их проверить?

Когда руководители компаний распределяют отдельные инвестиции по этим стратегическим группам и затем складывают их вместе, они часто обнаруживают неожиданные закономерности. Самые большие возможности для роста могут обернуться утратой рыночной доли и недостаточными вложениями в инновации. Может оказаться, что 90% технологического бюджета идет просто на то, чтобы сводить концы с концами и ремонтировать устаревающие системы. Вложения в онлайновый канал продажи, предпочитаемый покупателями, могут оказаться плачевно маленькими. 

Должным образом увязывая распределение ресурсов со стратегическими приоритетами, компании могут лучше понимать, какие уступки должны быть сделаны, но не делаются — или из-за халатности, или из-за того, что не те люди принимают решения. Это стало еще важнее в условиях нынешней турбулентности. Управленцы, ответственные за стратегические результаты, должны делать уступки, чтобы достигать этих результатов. В гибких организациях, таких как NatWest Group (ранее Royal Bank of Scotland), производственные единицы не только сдают свои рекомендации относительно планового распределения ресурсов, но и сообщают, каких результатов они могут добиться, если получат на 20% больше или на 20% меньше. Они прогнозируют, от чего можно отказаться, не жертвуя стратегическими целями, и как они будут реагировать на неожиданные события и результаты. 

3. Планируйте быстрее и чаще. Если бюджеты жестки, а ключевой прогноз нельзя адаптировать к реальности, для автора этого прогноза естественно быть одержимым его точностью. Даже маленькие ошибки, если оставить их без внимания, могут привести ко крушению планов. Однако если можно адаптировать долгосрочный прогноз к реальности каждый квартал, каждый месяц или каждую неделю, можно постоянно совершенствовать его точность, расходуя на это гораздо меньше времени и сил. Установить смелые, трудные цели и затем адаптировать планы к реальности, учитывая усвоенные ценные уроки, — лучший способ совершенствования.

Вот как Национальная администрация по океану и атмосфере (NOAA) прогнозирует и отслеживает серьезные штормы, чтобы спасать жизни. Каждый год, примерно в середине мая, NOAA выпускает прогноз на грядущий сезон ураганов — с 1 июня по 30 ноября. Его цель — помочь городам, компаниям и службам реагирования в чрезвычайных ситуациях предсказать вероятные сценарии, приготовить планы действий в случае шторма, распределить ресурсы в достаточном количестве. В этом году NOAA предсказала, что в атлантическом регионе с вероятностью в 60% будет повышенная штормовая активность в сезон ураганов. Она спрогнозировала 13—19 именных штормов, 6—10 ураганов, 3—6 крупных ураганов. 

Это большой разброс, но данные прогнозы четко показывают, что люди должны быть готовы к этим вызовам. Когда ураган формируется, NOAA ускоряет свою исследовательскую работу и составляет прогнозы интенсивности шторма и направления его движения на ближайшие пять дней. У этого прогноза большая погрешность, плюс-минус 200 миль, но он помогает людям отрепетировать сценарии поведения в условиях шторма и подготовить планы действия в нештатной ситуации. Однако у прогноза на ближайшие сутки погрешность на 75% меньше — плюс-минус 50 миль.

Бизнес-стратегию на пять лет вперед так же трудно предсказать, как путь урагана на пять дней вперед. К счастью, планирование коммерческой деятельности может соответствовать похожим принципам: опишите предполагаемый маршрут, оцените погрешность прогноза и разумный спектр результатов, разъясните гипотезы, на которых основаны прогнозы, отследите неоправдавшиеся гипотезы и замените их, адаптируйте планы, чтобы достичь наилучших возможных результатов в свете самой точной информации.

Для большинства компаний традиционный подход к составлению бюджета и планированию удобен тем, что подразумевает определенность. Менеджерам нравится знать, чего от них ожидают. Генеральным директорам нравится контроль, который обещает этот подход. От этого всего трудно отказаться. Но точность точности рознь: гибкие планы, которые позволяют регулировать, в первую очередь, то, что на самом деле создает ценность, стоят создаваемых ими неудобств.

Об авторах

Даррелл К. Ригби (Darrell K. Rigby) — партнер в бостонском офисе Bain & Company, возглавляет направление глобальных инноваций. Автор книги «Winning in Turbulence, соавтор книги Doing Agile Right: Transformation Without Chaos» (Harvard Business Review Press, 2020).

Джуст Спитс (Joost Spits) — партнер в бостонском офисе Bain & Company, возглавляет направление систем менеджмента.

Стив Берез (Steve Berez) — партнер в бостонском офисе Bain & Company, возглавляет направление технологий для предприятий. Соавторкниги«Doing Agile Right: Transformation Without Chaos» (Harvard Business Review Press, 2020).