От защиты — к нападению: как развиваться российским горнодобывающим компаниям | Большие Идеи

・ Стратегия

От защиты — к нападению: как развиваться российским
горнодобывающим компаниям

Пять перспективных направлений для российской промышленности

Авторы: Яков Сергиенко , Сергей Алябьев

От защиты — к нападению: как развиваться российским горнодобывающим компаниям

читайте также

Почему советам директоров тоже нужна цифровая трансформация

Диана Ву Дэвид,  Саншайн Фарзан

Как вам поможет эмоциональный интеллект

Дэниел Гоулман,  Ричард Бояцис,  Энни Макки

«Если кругом полыхает, вы не можете открывать свои магазины»

Три урока, которые я получил, выйдя из интернета

Тони Шварц

Давным-давно известный экономист и Нобелевский лауреат Милтон Фридман заметил, что российский бизнес выдающимся образом защищается, но очень плохо умеет атаковать. С тех пор прошел не один десяток лет, многие в те времена не самые крупные компании, в том числе промышленные и добывающие, сделались корпорациями международного масштаба, однако привычка в основном оборонять свои позиции не ушла в прошлое. Несмотря на накопленные ресурсы и компетенции, филигранные организационные ноу-хау, умение массово решать нестандартные задачи, российские горнодобывающие компании преимущественно все еще ведут себя на мировых рынках осторожно, хотя возможностей для перехода от обороны к результативной атаке у них сейчас, когда пандемия слабеет, а мировая восстанавливается, более чем достаточно.

Что видно в исторической ретроспективе? У лидирующих компаний во многих отраслях экономики, в том числе в горно-металлургическом секторе, источники повышения результативности уже практически исчерпаны. Многие повысили организационную эффективность, многие вышли в лидеры в своих отраслях по операционным показателям. Организационные структуры практически у всех упорядочены, а уровни иерархии сокращены. Орграсходы достаточно комфортны и в сравнении с расходами глобальных игроков мирового рынка находятся на минимуме. Поэтому перед российскими игроками встают естественные вопросы: как и куда двигаться дальше? Как развиваться, когда, кажется, все возможности задействованы? 

Ответы на эти вопросы дают участники рынка. Решения, надо признать, в большинстве случаев половинчатые, нередко в стиле «шаг вперед, два шага назад». Почти все рисковые проекты, которые реализуются крупнейшими горно-металлургическими компаниями, находятся за пределами ядра их бизнеса и развиваются по принципу «трех М»: минимум ресурсов, минимум бюджета, минимум внимания штаб-квартиры. Этот подход действителен и для продуктовых инноваций, и для новых клиентских решений, и при освоении новых регионов и рынков.

Несмотря на уровень рентабельности, который зачастую значительно выше, чем у зарубежных игроков, российские лидеры выбирают заведомо осторожные стратегии в отношении инвестиций в новые направления развития. И в результате проигрывают глобальным конкурентам, которые вкладывают в неорганический рост, партнерства, новые бизнесы на порядок чаще и больше. Соответственно, и отдача от подобных проектов, выраженная в проектной прибыли и долях рынка, для отечественных и зарубежных компаний несравнима. 

Потенциал для повышения корпоративной и проектной результативности — в радикальной смене отношения к подобным задачам. Расширение корпоративных взглядов на риски, увеличение инвестиций в проекты «второго приоритета» и «дальнего горизонта», а также их интерпретация в качестве инвестиционных — путь, который российским компаниям следовало бы начать активно осваивать уже вчера, но еще не поздно это сделать сегодня. Тем более что ситуация на нескольких наиболее перспективных горизонтах развития с учетом динамики пандемии благоприятствует. 

Цифровизация. Программы цифровой трансформации уже запустили многие российские компании, но в основном подход сосредоточен на реализации разовых юзкейсов (от английского use case — сценарий, перечень действий, по которым пользователь или клиент взаимодействует с той или иной системой — прим. ред.). Цифровизация зачастую трактуется российскими добывающими игроками как уникальный инструмент, в который нет необходимости входить глубоко — достаточно приобрести специализированную компанию или венчурную команду или же войти с ними в партнерство. В то время как разовые цифровые проекты обычно останавливаются на уровне одного-двух внедренных юзкейсов, не дающих значимого прироста эффективности бизнеса, иной, более продуманный и агрессивный подход позволяет «цифре» стать акселератором увеличения стоимости. Его, в частности, на мировых рынках применяют такие компании, как Tata Steel. Три взаимосвязанных элемента такого подхода — развертывание и масштабирование юзкейсов, развитие навыков и сотрудников, инвестирование в цифровую инфраструктуру, в том числе облачную — становятся устойчивой и долгосрочной основой для генерации и повышения эффективности. На мировом горно-металлургическом рынке уже есть компании, которые после масштабных инвестиций в «цифру» на горизонте трех лет переходят на следующую ступень технологического развития, проводят перевооружение производства для нивелирования человеческого фактора и дальнейшего повышения эффективности.

Ресурсная база. Многие горнодобывающие компании для развития непрофильных бизнесов и венчурного инвестирования идут по пути создания корпоративных венчурных фондов, тем более что финансовые ресурсы на развитие в наличии. Так, один из лидеров глобального рынка создал специальный целевой фонд для инвестирования в стартапы и новые технологии. Перспективными венчурными инвестициями также могут стать вложения в развитие ресурсной базы и геологоразведку в областях с максимумом синергии с основным корпоративным бизнесом. Лицензию на разработку подтвержденных запасов можно использовать самостоятельно, задействуя собственные активы, или продать с мультипликатором — так уже давно действуют международные нефтяные корпорации. В свою очередь, сложился немалый рынок сервисов геологоразведки для горно-металлургического комплекса. С учетом того, что российский нефтяной сектор демонстрирует мировой уровень развития, для ГМК открывается окно возможностей для создания партнерств в подобных проектах. Сейчас есть все условия, чтобы выйти на этот рынок, особенно перспективный в сегменте быстро дорожающих цветных металлов, которые обещают стать «новым золотом». Поэтому портфельные инвестиции в разведку недр в России и СНГ, а также в других регионах могут быть весьма прибыльны. 

Ответственное инвестирование. Движение в этом чрезвычайно перспективном направлении пока больше напоминает маневры, чем активные боевые действия. Компании уже начали выделять «зеленые» активы в отдельные бизнесы, но пока не понимают, как на этом создавать стоимость. «Зеленая» повестка быстро набирает силу даже в Китае, куда уже через несколько лет продавать продукцию с «зеленым» сертификатом станет выгодно. Уже известно об отдельных контрактах по «зеленой» меди и успешных проектах по «зеленому» алюминию: премия пока невелика, что отражает наличие профицита по этому продукту наряду с «премиальным» спросом. Для оценки потенциала монетизации (и принятия решений об инвестировании) каждый конкретный случай требует глубокой проработки рынков конечных потребителей металлов (автопрома, производителей электрооборудования и т. д.), а также прогнозирования возможного предложения.

Географическая экспансия. Движение в этом направлении пока двустороннее. Например, подавляющая часть российских металлургов, которые много потеряли в 2007—2008 годах, скорее, думают о выходе из зарубежных активов, чем об их наращивании, хотя некоторые игроки по-прежнему неплохо монетизируют европейские активы. Учитывая, как резко пандемия коронавируса перетасовала карты на территории мировой и национальных экономик, перспективным (с учетом лидирующих российских компетенций в управлении себестоимостью) видится выход на рынки Южной Африки и Латинской Америки.

Новые бизнесы, новые продукты. Активность в их развитии проявляют очень многие промышленники и «добытчики», но успешных кейсов в разы меньше. Повышение успешности новых проектов для корпораций, судя по нашей практике, напрямую зависит от роста компетенций в сфере управления мини-компаниями. От функционального подхода необходимо перейти к продуктовому и рассматривать мини-компанию как стандартную бизнес-единицу. Новые проекты следует дистанцировать от корпоративных процессов основного бизнеса, в том числе перейти к новым принципам финансирования, быстрому принятию решений и выстраиванию партнерств. В частности, результативная внутренняя корпоративная система Launchpad по развитию новых бизнесов на таких принципах уже создана в BP.

В целом российские компании горно-металлургического сектора имеют хорошую — даже в сравнении со многими ведущими зарубежными игроками — базу для инновационного роста. В этот базу входят и уже достигнутые высокие показатели эффективности и конкурентоспособности, и очень неплохой запас по финансовой стабильности. Сейчас этот фундамент позволяет российским компаниям воспользоваться открывшимися «окнами возможностей» для глобального развития, что могло бы стать для отечественного горно-металлургического сектора новым горизонтом для роста.

Об авторах

Яков Сергиенко — управляющий партнер по России и СНГ консалтинговой компании McKinsey & Company.

Сергей Алябьев — партнер консалтинговой компании McKinsey & Company.