Cтратегическое планирование может быть открытым? | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Cтратегическое планирование может
быть открытым?

Авторы: Ланцеротти Лора , Ньюстед Барри

читайте также

Уже выходной! Почему же вы работаете?

Франческа Джино

Революционная технология для медицины

Диксон Рональд

Стратегическое преимущество «старых» фирм

Иви Бюш,  Томас У. Молнайт

Ошибка Boeing

Сандра Сачер

Обычно разработка стратегии — прерогатива руководства: у него есть специальные аналитические инструменты и жесткие механизмы принятия решений. Однако Фонд Wikimedia (некоммерческая организация, управляющая сетевым ресурсом «Википедия») пошел по иному пути и привлек к разработке стратегии сотни тысяч своих участников из всех стран мира. Для этого на сайте был создан специальный раздел, где каждый мог поделиться своими идеями и соображениями.

Результатом этого эксперимента, завершившегося в июле 2010, стала полноценная стратегия, которая будет определять развитие «Википедии» в ближайшие пять лет. Конечно, абсолютная открытость в выработке стратегии подойдет далеко не каждой компании. И даже в Wikimedia не обошлись без использования некоторых вполне традиционных элементов: высшее руководство фонда задало приоритетные направления развития и само вырабатало бизнес-план. И все же мы уверены, что опыт заслуживает серьезного внимания. Этот подход может помочь организациям полнее отвечать потребностям групп интересов, будь то их клиенты, поставщики или даже коллеги.

Участников Wikimedia привлекли к работе над двумя важнейшими элементами планирования: они выявляли возможности роста на ключевых рынках и искали способы заинтересовать тех, кто формирует контент. Китайское вики-сообщество главное препятствие для развития ресурса видит в цензуре. Участники выступили против привлечения государственного финансирования и, чтобы свести цензуру к минимуму, предложили проводить неформальные мероприятия для членов виртуального сообщества. А в Индии считают, что для привлечения редакторов со знанием местных языков и создания новых систем доступа — мобильной и печатной — необходимо шире пропагандировать «Википедию».

Стратегия «с открытым кодом» — способ заручиться поддержкой потребителя, от замысла до воплощения. Wikimedia отказалась от главенства в стратегическом планировании, а взамен получила активную вовлеченность своих авторов — главного ресурса всей системы. Руководство верит, что люди не захотят оставлять начатого дела. Реальный вклад потребителей, возможность взглянуть на свою работу их глазами с лихвой компенсируют утрату монополии на руководство и дополнительные временные издержки на сбор идей.

Как эффективно организовать работу масс:

Не тяните с обнародованием Не пытайтесь отшлифовать все до последней строчки, иначе вы рискуете, что люди потеряют интерес к происходящему и вместо живого обсуждения ограничатся голосованием.

Не старайтесь причесать результаты Дайте участникам возможность самим проанализировать полученный материал и сделать собственные открытия

Дайте время на размышление Подключая волонтеров на разных стадиях, давайте время, чтобы обдумать ответ. Жесткие дедлайны задушат диалог и покажут, что вы не принимаете во внимание занятость аудитории.

Отдавайте себе отчет, что массы могут, а чего нет Открытая дискуссия полезна в решении многих вопросов стратегического планирования, но некоторые аспекты, вроде распределения ресурсов, надо оставить в ведении руководства.