Когда глобальный рост во вред | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда глобальный рост
во вред

Компании, работающие только на внутреннем рынке, демонстрируют более высокую рентабельность.

Когда глобальный рост во вред

читайте также

Выдавить из себя сатрапа

Воробьев Сергей

«Конфликт — это нормально»

Лиана Дейви

Начальник — подчиненный: огонь на поражение

«Чего я действительно хочу?»: как сделать карьеру после рождения ребенка

Лиза Квест

В 1990-е годы Boise Cascade, производитель стройматериалов из натуральной древесины, столкнулась с тем, что ее рост на американском рынке сильно замедлился, и пошла по проторенному за последние 25 лет пути: вышла на международный рынок, прельстившись лесными богатствами Бразилии. Однако местные регуляторы, экономическая политика страны и ее культурные особенности постоянно создавали труднос­ти в работе компании, и конфликты приходилось разруливать самой штаб-квартире. И хотя новый рынок в конце концов начал приносить небольшую прибыль, компания решила уйти с него. В 2008 году бразильское отделение было продано местному конкуренту всего за $5,7 млн.

Несмотря на всеобщее увлечение глобальным ростом, многим компаниям выход на внешние рынки не ­приносит ничего, кроме проблем. Группа европейских ученых, в которую вошли Кристиан Стадлер из Уорвикской бизнес-школы, Майкл Мейер из университета города Бат и Джулия Хаутц из Инсбрукской школы управления, решила разобраться в этом. Проанализировав накопленные за 20 лет финансовые архивы двух тысяч компаний со штаб-квартирами в 30 странах мира за 20 лет, они подсчитали, что, в среднем, в первый год после выхода на новый рынок рентабельность инвес­тиций составляет -3,4%, а после пяти лет работы — -1%. Через десять лет этот показатель едва выходит в плюс и не превышает 1%. Те же компании, что инвестировали в рост на внутреннем рынке, с самого начала показывали позитивную рентабельность, а спустя 10 лет опережали по этому показателю международных игроков на 140%.

По мнению ученых, компании неоп­равданно рвутся на международные рынки по двум причинам. Во-первых, потому что СМИ, превознося глобальных гигантов вроде General Electric или Shell, создают впечатление, что это единственно правильный путь развития.

А во-вторых, руководители, особенно в развитых странах и в стагнирующих экономиках, часто недооценивают свои внутренние рынки. Бизнес-моделями гигантов можно восхищаться, но им трудно подражать.