читайте также
Изменение климата — факт, с которым не поспоришь. Он оказывает огромное влияние не только на мировую политическую жизнь, но и на конкурентную борьбу в сфере бизнеса. Очень скоро выбросы парниковых газов будут тщательнейшим образом контролироваться, регулироваться и облагаться штрафами.
Те, кто упорно считает, что глобальное потепление нужно учитывать только при разработке социальной программы компании, рискуют оказаться в неприятной ситуации. Безусловно, климатическая политика каждой фирмы будет зависеть от ее социальной политики и от позиции акционеров. И все же воздействие экологии на деятельность предприятий в последнее время стало настолько ощутимым, что заниматься этой проблемой лучше уже не филантропам, а стратегическим аналитикам.
От эффективности к стратегии
Универсального ответа на вопрос о том, как учитывать изменение климата при построении стратегии, конечно, не существует. Все зависит от сферы деятельности компании. Каждая организация должна думать о том, как уменьшить свои траты и снизить риски, вызванные глобальным потеплением, а руководители — понять, что углеродная эмиссия уже стала или вот-вот станет одной из серьезных статей расходов. Необходимо правильно оценить угрозы, связанные с резкой переменой климата, и по возможности защититься от них.
Если в вашем отделе доставки больше сотрудников, чем требуется, это говорит об операционной неэффективности: ресурсы компании расходуются впустую и производительность падает. Точно так же, если объем выхлопных газов, выброшенных в атмосферу при транспортировке товаров, превышает норму, фирма работает неэффективно, она зря тратит ресурсы, и плата за эту неэффективность будет постоянно расти. Поэтому если компания надеется сохранить конкурентоспособность, она должна внедрять передовые технологии управления расходами, связанными с глобальным потеплением.
Плата за вредные выбросы — не единственная статья расходов, которую нужно учитывать. Компаниям следует просчитать, как на них отразятся все возможные последствия потепления, скажем перебои в энерго- и водоснабжении, разрывы в цепочках поставок, распространение инфекционных заболеваний. Руководителям пора начать оценивать возможные риски, чтобы понять, какие из них можно снизить, изменив систему работы организации, какие переложить на других с помощью страховых или хеджевых контрактов, а какие заложить в смету.
В некоторых случаях климатические изменения, вероятно, повлияют не только на финансовые результаты, но и на стратегию компаний. Можно укрепить свои позиции и получить серьезное преимущество в конкурентной борьбе, создавая экологичные продукты, которые отвечают требованиям времени (например, машины с гибридными двигателями), проводя реструктуризацию производства с прицелом на решение климатических проблем, внедряя инновационные технологии в областях, подверженных влиянию природных изменений. Например, для доставки товаров стоит использовать машины с более экономичными двигателями и по-новому составлять расписание движения, чтобы избежать задержек на дороге. Стратегический же подход подразумевает полную реорганизацию производственных процессов: скажем, бумажные версии технической документации заменяют электронными — и тогда их не приходится везти покупателям; а вместо того чтобы отправлять к клиентам специалистов по гарантийному обслуживанию, можно внедрить системы удаленной диагностики и отладки оборудования.
Взгляд изнутри и извне
Чтобы выработать подход к решению проблемы климатических изменений и оценить связанные с ними стратегические возможности, руководителю нужно взглянуть на ситуацию изнутри (это позволит понять, как деятельность компании воздействует на климат) и извне (так можно определить, как экология влияет на конкурентную ситуацию — сама по себе и посредством сопутствующих законодательных изменений).
В первом случае (при взгляде изнутри) необходимо проанализировать цепочку создания стоимости компании. На каждом из ее этапов — внутренняя и внешняя логистика, производство, маркетинг, продажи, гарантийное обслуживание — скорее всего, происходят вредные выбросы в атмосферу. Соотношение объема доходов и объема выхлопов может многое сказать о потенциальном воздействии вашей фирмы на климат. Если в результате изменений в законодательстве каждая тонна выбросов будет облагаться налогом, допустим в 10 долларов, как это отразится на ваших доходах? Возможно, от них вовсе ничего не останется? Чем больше доходов съедает плата за выбросы, тем выше «углеродная уязвимость» компании. Как и прочие риски, углеродная уязвимость не только создает проблемы, но и открывает новые возможности. Например, может оказаться, что лесозаготовщику не менее выгодно сажать деревья и очищать атмосферу от углекислого газа, чем вырубать лес и производить бумагу и фанеру.
Связь между вредными выбросами и различными аспектами деятельности организации может быть прямой и косвенной, поскольку загрязнение атмосферы происходит в результате работы как самой компании, так и ее поставщиков, дистрибуторов и клиентов. И те, и другие выхлопы нужно контролировать и сокращать.
Такой взгляд на климатические изменения может существенно повлиять на работу компании. К примеру, современные цепочки поставок с их высокими транспортными нагрузками и системами гибкого и своевременного пополнения хранилищ скорее всего потеряют привлекательность, если повысятся налоги на выхлопы. Трудности, вероятно, возникнут и у компаний, занимающихся электронной торговлей, — ведь они доставляют товар непосредственно потребителям. Уже не так выгодно будет вести работы за рубежом, поскольку длинные транспортные связи сопровождаются большим количеством вредных выбросов. Поэтому многие операции, возможно, перепоручат местным поставщикам.
Если компания сильно загрязняет атмосферу, это еще не значит, что проблема климатических изменений должна повлиять на ее стратегию. Оценив углеродную уязвимость фирмы в целом и каждого участка производственной цепочки в частности, руководители должны разработать план действий. Процессы, которые не приносят ощутимой выгоды и при этом сильно загрязняют окружающую среду, можно либо исключить, либо перепоручить более «экологичным» операторам. И наоборот, если компании удастся эффективнее, чем конкурентам, снизить вредную эмиссию от своих наиболее прибыльных процессов, их можно сделать приоритетными в новой стратегии.
Взгляд «изнутри» позволяет понять подход Wal-Mart к решению климатического вопроса. В работе этой компании существенную роль играют транспортировка и логистика, и она активно ищет возможности для сокращения вредных выхлопов. На первый взгляд, ее подход носит чисто операционный характер: компания потребляет меньше энергии и таким образом снижает затраты, связанные с загрязнением атмосферы. Однако программа по сокращению количества выбросов может стать стратегической, если Wal-Mart начнет инвестировать в технологии и реорганизует процесс доставки таким образом, чтобы менее крупные конкуренты не смогли пойти тем же путем. Судя по всему, стратегическая инициатива Wal-Mart как раз и направлена на то, чтобы значительно снизить уровень своей углеродной уязвимости по сравнению с конкурентами.
Параллельно с анализом «изнутри» необходимо взглянуть на ситуацию «извне» — тогда удастся обнаружить новые возможности и выявить новые риски. Глобальное потепление способно повлиять на бизнес двумя путями: во-первых, если изменятся температурно-погодные условия и, во-вторых, если законодатель внесет поправки в экологические нормативы и увеличит плату за выбросы. Каждый из этих факторов может воздействовать на различные составляющие бизнеса: доступность ресурсов, объем, рост и особенности спроса, работа поставщиков и смежников, а также орудия и правила конкурентной борьбы. Чтобы добиться преимуществ, руководителям стоит оценить, как глобальное потепление повлияет на каждый из этих аспектов.
Даже страховые компании, мало зависящие от климата, вполне могут ощутить на себе влияние глобального потепления — например, если они занимаются недвижимостью в прибрежных районах, где уровень океана опасно повышается. А выбросы окиси углерода, которые обычно ставят в вину нефтедобывающим компаниям, в основном связаны с деятельностью их клиентов. Серьезное ограничение эмиссии от сжигания углеводородов наверняка будет сдерживать спрос на нефтепродукты.
Климат — серьезный фактор в работе пищевых компаний вроде Nestlé. Из-за погодных аномалий меняется урожайность в различных регионах и, соответственно, стоимость сырья. В то же время ужесточение экологических нормативов наверняка приведет к увеличению стоимости электроэнергии, необходимой для хранения мороженого в магазинах, а это, в свою очередь, скажется на спросе.
Проблема воздействия «извне» приобретет стратегическое значение, если компания сумеет придумать такое решение, которое конкуренты не смогут немедленно скопировать. Например, Nestlé отказалась от идеи вертикальной интеграции и отдала производство сырья на аутсорсинг. Более гибкая цепочка поставок дает компании стратегическое преимущество, когда в каких-то регионах снижается урожайность, ведь привязанные к ним конкуренты вынуждены действовать по старинке. Все большую ценность для компаний будут представлять, например, засухоустойчивые сорта сельскохозяйственных культур и вакцины для лечения переносимых насекомыми заболеваний — при условии, что их создатели запатентуют эти изобретения.
Деловой мир постоянно испытывает воздействие внешних факторов, таких как, например, глобализация и развитие информационных технологий — они определяют положение дел в бизнесе вот уже несколько десятилетий. Климатические изменения — фактор не менее существенный. Многие все еще считают, что с точки зрения бизнеса глобальное потепление — лишь повод поучаствовать в гуманитарных акциях, но на самом деле руководителям пора серьезно задуматься над тем, какие новые возможности и новые угрозы таит в себе изменение климата на Земле.