Альянсы: накатанный путь к провалу | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Альянсы: накатанный путь
к провалу

Автор: Хеймерикс Коэн

Альянсы: накатанный путь к провалу

читайте также

«Harvard Business Review — Россия» №131: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Без пределов нет целей

Стив В. Мартин

Почему одни компании растут в условиях неопределенности, а другие — нет

Дэвид Гарфилд ,  Саймон Фрикли

Без лишних слов: что делать, если подчиненные требуют от вас чрезмерного общения

Ребекка Найт

Многие полагают, что чем больше партнерских соглашений заключает компания, тем лучше ей это удается. Казалось бы, вполне логичный вывод, однако в реальности это часто не так. Я изучил почти 200 организаций, создавших в совокупности более 3400 альянсов, и выяснил, что в среднем результаты компаний с самым богатым опытом хуже, чем у менее активных на этом поприще. (В качестве показателя успешности я брал процент альянсов, позволивших достичь поставленной цели.)

Исследователи и раньше предполагали, что фирмы, которые много раз заключали партнерские союзы, могут стать жертвой собственной самоуверенности или накопившихся стереотипов. В таких организациях договорами с партнерами занимаются централизованные службы: действуют они по стандартным правилам. Но это палка о двух концах: если какая-то процедура основана на неточном обобщении, организации трудно корректировать свои подходы к заключению союзов. Это препятствует накоплению новых знаний и в итоге ведет к снижению показателей партнерств.

Что же тогда определяет успешность партнерской политики? По моим выводам — то, как создаются альянсы. Чем опытнее компания, тем вероятнее в ней действуют регламентирующие механизмы: решения принимают по формальным критериям при стандартном подходе (например, там существует особый протокол для выбора партнера). Такие механизмы приводят к желаемому результату, но им недостает гибкости, особенно в том, что касается накопления опыта. В этом смысле от регламентирующих механизмов выгодно отличаются интегрирующие: они позволяют собрать воедино разнообразный опыт, способствуют обучению организации, поощряют групповое обсуждение проблем. Люди пробуют новое, то есть меняют методы в зависимости от ситуации: так происходит постоянное совершенствование.

Большинство изученных мной организаций используют как регламентирующие, так и интегрирующие механизмы. Умение их правильно сочетать — ключ к успеху альянсов. Оказалось, что у наиболее опытных компаний, опирающихся, главным образом, на стандартизацию процедур, вероятность удачного альянса — примерно 50%. Этот показатель несколько ниже среднего. Значит там, где все давно регламентировано, то есть на каждый вопрос есть готовый ответ, качество партнерских сделок падает. А у фирм, применяющих в основном интегрирующие механизмы, то есть у тех, кто каждую сделку начинает как с чистого листа, альянсы достигают успеха в среднем в 71% случаев.

В менеджменте часто говорят о терпимости к продуктивным ошибкам — тем, из которых можно извлечь важные уроки. Судя по результатам моего исследования, когда речь идет о партнерских сделках, одной терпимости недостаточно. Тут нужно заставлять действовать методом проб и ошибок и распространять информацию об усвоенных уроках.