читайте также
Бизнес-модель коммунальных компаний построена на неверных исходных установках, и вскоре все предприятия ощутят на себе печальные последствия этого факта.
Коммунальщики всегда исходили из того, что потребление будет возрастать и, значит, можно будет пользоваться эффектом масштаба для снижения цен. Однако сегодня люди экономят газ и электроэнергию, причем коммунальные компании часто сами же им в этом помогают. Продажи замерли на одном уровне, а дальше пойдут на убыль, причем все стремительнее по мере того, как правительства будут принимать новые законы, направленные на сокращение выбросов парниковых газов.
В других отраслях банкротство компаний с устаревшими бизнес-моделями — обычное дело. Но в сфере коммунальных услуг этого допустить нельзя. Обществу нужны сильные компании энергосбыта, без них экономика захиреет, и мы никогда не сделаем энергетику экологически безопасной.
Чтобы резко уменьшить выбросы углеводородов, энергокомпаниям индустриальных стран потребуются немалые капиталовложения (около $1,5 трлн). Вряд ли они надеются, что законодатели разрешат им резко повысить тарифы, и, значит, эти деньги взять будет неоткуда, тем более что сбыт сокращается. Проблему усугубляет кризис — он поглощает все внимание властей и бизнеса, и потому модернизация энергетики откладывается. Если коммунальные компании сами не перейдут на «зеленые» технологии, правительствам придется решать эту задачу своими силами — и это в то время, когда страны и без того залезают в долги, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.
Разорвать порочный круг поможет идея, впервые изложенная в HBR десятки лет назад. Вот уже более 30 лет я изучаю энергетическую отрасль, консультирую ее компании, служил в госструктуре, курирующей вопросы энергетики. Работая в проекте для Эдисоновского электротехнического института, я наткнулся в HBR на статью Роджера Сэнта, основателя одной из крупнейших в мире энергетических компаний — AES. Сэнт развил до реальной бизнес-модели концепцию, первоначально предложенную видным деятелем «зеленого» движения Эмори Ловинсом. Я беседовал со многими экспертами и руководителями энергокомпаний, в частности с Джимом Роджерсом, гендиректором Duke Energy, и пришел к выводу, что сегодня нужно продавать энергетические услуги, а не электроэнергию.
Грубо говоря, при новой схеме потребители будут платить за люмен освещения, а не за киловатт затраченной мощности. Это напоминает ситуацию в сотовой индустрии — вы платите за минуты разговора, текстовые сообщения и скачанные видеофайлы, а не за количество переданных битов в секунду. Так и в новой модели: коммунальные службы будут брать с вас деньги, рассчитывая объем использования света, тепла, охлаждения, работы компьютера и т.д.
Поскольку в обозримом будущем потребление энергетических услуг (но не киловатт/часов) будет увеличиваться, то и доходы коммунальных компаний будут расти, а не падать. Энергетикам станет выгодно разрабатывать и внедрять новые эффективные технологии. Коммунальщики начнут активно продавать и сдавать в аренду энергосберегающее оборудование. А их клиенты будут гораздо лучше понимать, как и на что они тратят энергию, и активнее сокращать потребление, тем самым способствуя сокращению углеродных выбросов.
Принцип продажи услуг не прижился раньше отчасти и потому, что не было средств учета. Сейчас же появились «умные» электросети — их датчики соединены с центральным компьютером, который обобщает информацию и рассчитывает объем потребления энергоуслуг. То есть модель энергоуслуг становится и осуществимой, и выгодной.
Да, реализовать это начинание будет трудно, но дело сдвинулось с мертвой точки. Коммунальные компании экспериментируют с энергоуслугами. Например, Duke Energy предлагает такую схему: она ставит клиентам энергосберегающее оборудование, а ей компенсируют часть стоимости сэкономленной энергии.
Руководители крупных предприятий всегда ратовали за недорогое и надежное энергоснабжение. Последнее время они уделяют внимание и задаче сокращения парниковых выбросов. В остальном же трудности энергетической индустрии их мало интересовали. Однако сегодня экономическая и экологическая ситуация заставляет лидеров бизнеса учитывать проблемы коммунальщиков. В конце концов, они гораздо лучше понимают, что значит изменение бизнес-модели, чем большинство представителей законодательных и надзорных органов. Очень важно, чтобы в ближайшие годы они осознали и разъяснили всем, почему нужно перейти на бизнес-модель, обеспечивающую финансовую стабильность коммунальным компаниям и надежность энергоснабжения.