Есть ли у вас идея на миллиард долларов? | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Есть ли у вас идея на
миллиард долларов?

Кажется, что проблемы, которые мы замечаем, настолько очевидны, что люди поумнее нас уже над ними работают. Но это далеко не так.

Автор: Дуг Сандхейм

читайте также

Больше яблок, меньше кукурузы

Густафсон Эллен

«Мы тонем»: что нельзя говорить людям, если вы не хотите их демотивировать

Мелисса Раффони

Не дедлайном единым

Лора Джурдж,  Лорел Ньюман,  Шарлотт Бланк,  Эшли Уилланс

Свежий номер HBR Россия: самое интересное

История Ника Вудмана, гендиректора многомиллиардной компании GoPro, производящей экшен-камеры для видеосъемок, может вдохновить многих. В конце 1990-х — начале 2000-х Вудман потратил 4 миллиона долларов венчурного капитала на авантюру под названием funBugs.com, которая провалилась. Это был плохо продуманный сайт, посвященный лотереям и развлечениям. В 2002 году он отправился в Индонезию и Австралию, чтобы разобраться в себе и проанализировать случившееся. В то путешествие он взял с собой дешевую камеру и привязал ее к запястью резинками, что, разумеется, было не очень удобно.

Вернувшись в Америку, Вудман начал искать подходящий браслет-крепление для камеры, и в конце концов решил сделать его сам. Он быстро понял, что нужно заодно разработать и подходящую для него камеру. Но он ничего в них тогда не понимал. Разработка прототипа заняла у Вудмана два года. Ему удалось собрать небольшой стартовый капитал за счет продажи украшений и взятых в долг у матери денег. Первые камеры он выпустил в 2004 году и поначалу лично продавал их магазинам для серфинга. Камера имела огромный успех. Затем Вудман разрабатывает видеокамеру, которую выпускает в 2007-м — и она тоже имеет успех. В последующие годы он последовательно разрабатывал недорогие камеры, позволявшие снимать полупрофессиональное широкоформатное видео. К концу 2013 года компания GoPro под девизом «Снимем самые захватывающие моменты жизни» выпускала самые популярные камеры подобного типа в мире и достигла годового оборота в 1 миллиард долларов.

Мне нравится эта история. Она напоминает мне о том, как важно обращать внимание на проблемы из повседневной жизни, а не тратить время на поиск больших идей «где-то там». Именно эти мелкие проблемы и предоставляют нам наилучшие возможности. Они одновременно раздражают и толкают нас вперед. И мы естественным образом хотим их разрешить.

Для этого нам нужно углубиться в область этой реальной проблемы, даже если мы не всегда знаем заранее, куда это все нас заведет. Ведь интересно исследовать что-то неизведанное, и этот поиск стимулирует. А еще мы знаем, что даже если у нас не получится ничего серьезного, определенную пользу мы все-таки получим, так как научимся чему-то новому и важному. Или нам просто будет, что рассказать о своем опыте.

Но, чтобы заниматься интересными и серьезными задачами, стоит научиться их распознавать. Вдохновившись историей успеха Вудмана, я решил поупражняться. В течение одного дня я набросал все потенциально интересные вопросы, которые пришли мне в голову. Я никак не оценивал их, а просто фиксировал. И вот что у меня получилось:

  • Почему детские кресла так неудобно устанавливать?
  • Почему консалтинговые фирмы разочаровывают своих клиентов?
  • Почему этот замечательный дом на углу улицы так долго пустует?
  • Какая связь между поэзией и хорошим стилем руководства?
  • Почему каждый раз, когда я пишу рекламный текст, на следующее утро он кажется скучным?
  • Почему я никак не могу найти красивую и удобную зимнюю куртку без капюшона?
  • Как мне выделить больше времени на чтение?

В этом списке нет ничего сверхординарного, это просто поток сознания. Но упражнение оказалось куда более полезным, чем я ожидал.

Во-первых, я даже не осознавал, как же много проблем ежедневно меня тревожит. Возможно, я всю жизнь задавал себе эти и схожие с ними вопросы, и просто не осознавал этого. Во-вторых, сам процесс изменил мой взгляд на них. Я их записал, сместил фокус — придал им вид не просто случайных мыслей, а потенциальных идей. Я стал думать не о проблемах, а о решениях, что гораздо лучше.

Я не просто жаловался насчет детских сидений, а мог объяснить, как сделать их установку удобнее. В сложности этого процесса, вполне возможно, и есть какая-то логика. Но может, ее и нет. Когда Вудман изобрел камеру, которая удобно крепилась к браслету, мало кто вообще задумывался о чем-то подобном.

Кажется, что проблемы, которые мы замечаем, настолько очевидны, что люди поумнее нас уже над ними работают. Так зачем же тогда нам тратить свое время? Но зачастую это совсем не так. Есть огромное количество причин, почему очевидные проблемы до сих пор не решены. И одна из них — это люди, отвечающие за них. Они часто совсем не заинтересованы что-либо сделать.

Все эти вопросы сливаются в один большой — как мы выбираем приоритетные проблемы и задачи, которые стоит решать? Если бы я писал по восемь вопросов в день, вышло бы почти три тысячи в год. Это слишком много. Но мне кажется, что со временем в них будет наблюдаться определенная закономерность. Нас тревожат одни и те же вещи снова и снова. И эти повторения очень ценны, потому что они указывают нам на то, что нас реально волнует и стимулирует. И, возможно, ведут к новым большим открытиям.

Вот мой план. В 2014 году я собираюсь выделять 10 минут в день на то, чтобы записывать интересные вопросы, которые приходят мне в голову. А в конце года я соберу вместе все 52 списка с темами и повторяющимися вопросами. И к январю 2015-го посмотрю, к чему меня это приведет, — может быть, я обнаружу что-то стоящее.

Читайте по теме: