Стратегия XXI века в четырех словах | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия XXI века в
четырех словах

У нас уже второе десятилетие нового века и прежний капитализм в него не вписывается.

Автор: Умар Хак

Стратегия XXI века в четырех словах

читайте также

Почему одни развивающиеся страны успешнее других

Ану Мадгавкар,  Джеймс Маньика,  Джонатан Ветцель

Быть честным или успешным?

Анна Натитник

Парадоксы современного капитализма

Умар Хак

24 ноября рамках ежегодного Бизнес-клуба IBM состоялась дискуссия, организованная совместно с HBR — Россия.

Предсказуемо, как припев в рок-балладе: стоит мне завести разговор о добре и зле — и поднимаются крики протеста. Что это за манера вести полемику? Он опять провоцирует нас? Да разве бизнесу есть дело до зла и добра?

Ну уж нет.

Я вам всю стратегию XXI века к четырем словам сведу: меньше зла, больше добра.

Ладно, я для вас невежда и фрик. Но Адам Смит, Джереми Бентам, Джон Стюарт Милль, Фридрих Хайек — основатели современной экономической науки. Теория нравственных чувств Смита — концепция «Невидимой руки» — утилитаризм Бентама, теория свободы Милля, каталлаксия Хайека — все эти теории направлены на минимизацию зла и умножение добра. Добро и зло — фундаментальные понятия базового курса экономики.

Но мы уже озабочены поисками лучшей модели, эти же остаются в прошлом. Элементарный курс экономики рассчитан на идеальный мир, где все полностью владеют информацией, все рационально, сопротивление воздуха (как в школьных задачах по физике) равно нулю и так далее. Этот мир, как не раз уже говорилось, — утопия. Институты вчерашнего дня — свободная торговля, права собственности, ежегодные отчеты, мотивированные менеджеры — якобы способны были точно измерять и подсчитывать добро и зло. Но реальный мир не так прост, и слишком часто наша экономика работает против нас самих, зло буквально перевешивает. Доказательства? А вы посмотрите на Великую рецессию и нынешнее состояние рынков многих стран.

Итак, главный и неотложный вопрос: как создать лучшие институты, чтобы действительно минимизировать зло и максимизировать добро? И не в одних углеродных выхлопах дело. Нужно перестроить всю мировую экономику, устранить зло, открыть путь для добра.

Добро пожаловать в эпоху конструктивного капитализма! Эволюционный биолог Джаред Даймонд прямо-таки главу из учебника нам зачитывает: «В то время как некоторые виды бизнеса действительно деструктивны, другие компании стали позитивными двигателями в деле экологической безопасности». Даймонд изумился и обрадовался при виде множества организаций, бьющихся за минимизацию зла и умножение добра. Но стать «зеленым» еще не значит решить все проблемы.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Вот еще, например. В прошлом году я присмотрелся к Facebook и решил, что при ведении такого бизнеса побеждает зло. Послышались вопли протеста, хорошо, зло — чересчур сильное слово, но логика моя верна. Google правильно подает рекламу с учетом конкретных потребностей пользователя, но Facebook не обращает внимание на возрастающее обилие спама. А сегодня все твердят, что «Facebook — зло», даже блог Gawker согласился с этим, а экономист Джейсон Калаканис об этом написал.

Огромная ошибка Facebook не в том, как он обращается с технологиями, рекламой и приватностью. Главная беда в том, что соцсеть не пытается сократить зло и увеличить добро. В этом смысле корпорация Марка Цукерберга радикальна примерно так же, как McDonald’s. Все тот же привкус старого архетипа индустриальной эры, все та же система.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Большинство компаний не способны максимизировать добро и минимизировать зло, потому что не для этого их и строили. Они выросли из экономики прошлого века. Но у нас уже второе десятилетие нового века и прежний капитализм в него не вписывается. Ни одна фирма никогда не сможет выровнять баланс добра и зла до идеала, не сделает это безупречно, не может делать это непрерывно — не в утопии мы живем. Но, как убедились на собственной шкуре Facebook, крупные СМИ, Уолл-стрит и Детройт, преимущество за теми, кто справляется с этой задачей лучше конкурентов.

Не гонитесь за совершенством. Но постарайтесь стать лучше.

Начинайте разрабатывать эту стратегию и спросите себя, что нужно сделать в вашей отрасли, чтобы добра стало больше, а зла — меньше.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена