Продажа основного бизнеса Yahoo — это только начало | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Продажа основного бизнеса Yahoo — это
только начало

Поскольку дивестиции и приобретения зачастую одного поля ягоды, подходить к ним можно (и нужно) с одной и той же логикой.

Автор: Бен Гомес-Кассерес

Продажа основного бизнеса Yahoo — это только начало

читайте также

Почему хорошие команды выбирают плохой путь

Пол Леви

Свежий HBR Россия: о кризисе, Covid-19, стойкости и не только

Тест на порядочность

Мариам Кучаки

Культура не виновата

Джей Лорш,  Мактэгью Эмили

Едва пошло на убыль всеобщее увлечение слияниями и поглощениями, как столь же активно включилась противоположная тенденция: недавние сообщения о продаже Yahoo своего основного бизнеса — лишь закуска на этом пиршестве. Сейчас начнется, да уже началось: почкование компаний, раздел и продажа активов. Ждем большего. Инвестиционные банкиры порадуются — они и в любом случае в убытке не останутся.

Не останутся в убытке и акционеры, а также клиенты, поскольку и при укрупнении компании, и при разделе всегда возникают определенные преимущества. Это, казалось бы, разнонаправленные действия, но на самом деле часть единого процесса рекомбинации возможностей, который ныне является основным способом создания ценности.

Для стратегии реструктуризации важно определить не только, что будет включено в бизнес, но и что останется за его бортом. Многие вертикально интегрированные компании отказались от части своего портфолио, чтобы сосредоточиться на самых важных для своего роста сферах. Это обратная сторона медали в стратегии новых приобретений.

Вот несколько примеров: GE продала свои финансовые подразделения, чтобы сосредоточиться на свой основной деятельности — производстве. Bayer избавилась от своих химпроизводств, желая остаться гигантом на рынке фармацевтики. Зачастую оба действия происходят одновременно: и новые приобретения, и отказ от части своего бизнеса, в результате чего компания заметно меняется. Все помнят, как корпорация IBM продала в 1990-х основную часть бизнеса по производству «железа», сосредоточившись на программном обеспечении и различных сервисах. Ныне компания действует в том же духе, ограничивая себя телекоммуникационными и облачными технологиями, а также аналитикой данных.

Дивестиции дополняют приобретения также и в другом смысле: зачастую это две стороны одной сделки. Иногда продажи сопровождаются покупками, то есть по сути дела происходит обмен. В пакетной сделке на 25 миллиардов Novartis продала GlaxoSmithKline, бизнес по производству лекарств от рака, приобретя взамен бизнес по производству вакцин. Обе фирмы объединили в совместном предприятии свой бизнес по уходу за больными. В рамках этой же сделки кое-что из активов приобрела у Novartis также корпорация Eli Lilly.

Читайте материал по теме: Инсайдерский отчет о сделке Yahoo-Alibaba

И даже если проданное подразделение превращается в самостоятельную новую фирму, ему могут понадобиться дополнительные приобретения для усиления присутствия на том или ином рынке. Когда Tyco International выделила в самостоятельную компанию свое производство вентилей и клапанов, оно было приобретено Pentair, а несколько лет спустя, после раздела Covidien, новая компания слилась с Medtronic.

Поскольку дивестиции и приобретения зачастую одного поля ягоды, подходить к ним можно (и нужно) с одной и той же логикой. Это лишь с виду парадокс. При объединении компании рассчитывают совместно создавать стоимость. Каким образом этому может помочь раздел бизнеса? Дивестиции способствуют созданию новой стоимости, если по отдельности предприятия окажутся более эффективными, чем вместе.

Попросту говоря, приобретение уместно, когда 1+1 = 3, когда комбинация дает больше, чем ее составные части. (Разумеется, в процессе синергии задействованы и другие факторы, включая проблемы распределения акций.) И по той же формуле дивестиции или раздел имеют смысл, когда 1 = 0,5 + 0,8 или что-то в этом роде, то есть слагаемые могли бы дать большую сумму, чем выходит на самом деле. Эти дробные части бизнеса по отдельности стоят больше, чем вместе взятые.

Вот это и говорят нынче аналитики о корпорации Yahoo. Основные активы из 34 принадлежащих компании миллиардов сосредоточены в 15% акций китайской Alibaba и 35% Yahoo Japan. По некоторым оценкам (в зависимости от исчисления налогов), ценность этих активов давно уже превзошла рыночную капитализацию всего основного бизнеса Yahoo, который в качестве интернет-платформы давно оценивается рынком ниже нуля.

Читайте материал по теме: Какие задачи удалось реализовать Мариссе Майер на посту гендиректора Yahoo, а какие — нет

Но этот бизнес, разумеется, стоит существенно больше нуля. Вопрос в том, для кого? Как только наметилась возможность продажи, аналитики стали перебирать всех возможных покупателей: от Verizon и AT&T до Disney, IAC, Microsoft и даже Alibaba. Если это делается умышленно, то стратеги Yahoo поступают мудро: набивают цену тем своим активам, которыми уже не могут нормально воспользоваться сами.

Каким будет следующий шаг? Прежде всего, всякое крупное приобретение потребует столь же серьезных дивестиций. Чтобы слиться с AB Inbev, Miller продаст свою долю MillerCoors. Allergan, которая сейчас покупает Pfizer (или кто кого покупает, я что-то запутался?), также передает свои активы Teva. Dell осторожничает, но мы имеем основания ожидать, что и эта корпорация сбросит что-то из купленного у EMC.

Это все без учета тех дивестиций, которые происходят просто от «несварения желудка» после слияний и поглощений, когда некоторые подразделения просто не приживаются у нового владельца. Помните DaimlerChrysler, AOL-Time Warner и Citicorp-Travelers? Эти великие слияния в пору бума 1990-х затем также обернулись столь же великими разделами.

Вывод: осторожнее заключайте союзы, а то потребуется еще большая гениальность для их расторжения.

Читайте по теме: