Штурмовик или визионер: какой руководитель нужен компании | Большие Идеи
Стратегия

Штурмовик или визионер: какой руководитель нужен компании

Вадим Махов
Штурмовик или визионер: какой руководитель нужен компании
flickr.com/clement127

Понять, что такое «хороший» руководитель, а что — «плохой», невозможно без контекста. Каждая компания проходит стадии развития, по ходу меняется не только сам бизнес, но и корпоративная культура организации, и потому на разных этапах нужны руководители с разными компетенциями и манерой управления.

Первая стадия — построение базисного менеджмента, контроль за выполнением заказов качественно и в срок и т.д. На этом этапе наиболее полезен руководитель с развитыми навыками антикризисного менеджмента и с жестким, авторитарным стилем управления. На ум приходит образ классического «красного директора», этакого «штурмовика-пожарника», который сможет мобилизовать персонал и оперативно решить самые острые проблемы. Поскольку действовать нужно быстро, ключевые решения обычно принимаются единолично. Плюрализм мнений не приветствуется, важны только вертикальные связи — от начальника к подчиненному — в сочетании с жестким контролем.

На следующем этапе, когда пожары уже потушены, настает время совершенствования бизнес-процессов и повышения конкурентоспособности и эффективности. На первый план выходят другие компетенции — умение создавать команду профессионалов и развивать бизнес «по науке». Характер организации и корпоративная культура меняется, и это требует смены стиля управления. Хороший руководитель должен заметить этот момент и пересмотреть свою манеру управления. Важно понять, что на данном этапе начинают укрепляться горизонтальные связи, а решения часто принимаются коллегиально. Поскольку «пожарных» мер не требуется, у команды появляется время на детальное обсуждение, а значит, решения принимаются более взвешенно с меньшим количеством ошибок. В то же время на этом этапе есть риск излишне забюрократизировать бизнес-процессы.

На последнем, третьем этапе развития организации бизнес-модель обычно меняется, причем коренным образом. Например, если брать группу ОМЗ, таким изменением стал переход от производства продукта к решению «под ключ». Наибольшую эффективность на данном этапе может принести руководитель-визионер, сильный аналитик и стратег, способный управлять рисками и предвидеть будущее развитие рынка и не просто подстроиться под него, но и непосредственно влиять, участвуя в самом процессе его формирования.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать