Как найти хорошего стратега | Большие Идеи
Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти хорошего стратега

Джон Салливан
Как найти хорошего стратега
Фото: hbr.org

Любой организации нужны люди, умеющие мыслить стратегически. Когда в опросе, проведенном Management Research Group в 2013 году, топ-менеджеров попросили указать лидерские качества, наиболее критичные для будущего их компаний, 97% из них выбрали именно стратегическое мышление.

Люди с такой способностью наделяют организацию сразу четырьмя ценными свойствами. Во-первых, их предусмотрительность помогает компании оказываться во всеоружии даже в самых труднопрогнозируемых условиях. Во-вторых, их глубокое понимание ситуации, умение соединять разрозненные факты в единую картину и видеть связи между различными аспектами бизнеса позволяет фирме избегать серьезных проблем и конфликтов. В-третьих, они склонны пристально наблюдать за происходящими на рынке событиями, поэтому компания всегда остается в курсе всех новейших экономических и отраслевых трендов. И, наконец, в-четвертых, они умеют глобально мыслить.

К сожалению, при приеме на работу не так-то просто оценить стратегические качества кандидатов. Если спросить у них самих, то большинство ответит вам, что они прирожденные стратеги. Тесты же чаще всего дают неточные результаты. Как правило, лучшим способом отличить обладателей этого относительно редкого таланта от людей с гораздо более распространенными тактическими способностями остается собеседование.

Итак, не стоит полагаться на заверения кандидатов, лучше воспользуйтесь одним из следующих подходов.

Предложите им решить реальную проблему

Из всех методов этот – наиболее эффективный. На собеседовании попросите претендентов на должность помочь вам с решением некоей проблемы. Это может быть актуальный вопрос, стоящий перед вашим бизнесом, что особенно полезно, поскольку в этом случае вы заодно узнаете несколько возможных решений. Впрочем, можно воспользоваться уже решенной задачей, когда вы заранее знаете действия, которые необходимо указать в ответе. Какой бы вариант вы ни выбрали, начните с устного или письменного описания проблемы. Далее предоставьте кандидату несколько минут на размышление, после чего попросите его рассказать о тех шагах, которые он предпринял бы для проработки и решения этого вопроса.

Детали, на которые следует обратить внимание, разумеется, будут отличаться в зависимости от специфики проблемы, однако некоторые моменты должны присутствовать в любом хорошем ответе. Необходимо:

  • составить список потенциальных трудностей;
  • свериться со стратегическим планом;
  • просмотреть долгосрочные прогнозы развития компании и отрасли;
  • обозначить и отследить ключевые экономические и отраслевые факторы, влияющие на рыночную среду;
  • определить основной круг лиц в компании, к которым эта проблема имеет непосредственное отношение, и связаться с ними для дальнейших консультаций.

Также в зависимости от вопроса ответ может содержать следующие шаги:

  • определить взаимосвязанные и взаимозависимые функциональные области, в том числе прогнозируемые показатели;

  • протестировать возможные решения на практике – в работе с клиентами;

  • измерить полученные результаты и на основе этих данных внести необходимые поправки.

Если в ответе кандидата пропущено одно из ключевых действий (например, сбор обратной связи от покупателей), это верный признак того, что он едва ли вам подойдет.

Кроме оценки правильности конкретных шагов, обратите внимание на ответы, которые изобилуют тактическими действиями, но недостаточно проработаны со стратегической точки зрения.

Попросите их проанализировать незаконченный стратегический план и найти в нем потенциальные недоработки

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Хотите научиться думать?
Мариэтта Чудакова
Вредные связи
Андрей Шипилов,  Жюльен Клеман,  Шарль Галюник