Стратегии будущего: как действовать руководителям в новых условиях | Большие Идеи

・ Стратегия

Стратегии будущего: как действовать руководителям в
новых условиях

Четыре управленческие возможности для трансформации бизнеса

Авторы: Елена Лазько , Елена Чижова

Стратегии будущего: как действовать руководителям в новых условиях
Elena Taranenko / Unsplash

читайте также

Почему даже лучшие проекты терпят крах?

Ашкенас Роналд,  Матта Надим

Что делать, если ваш друг подводит вас на работе

Лайан Дэви

Что такое эмоциональный интеллект

Эволюция NASA

Дуглас Террье,  Лоизос Гераклеос,  Стивен Гонсалес

Новая экономическая реальность, в которой оказался российский бизнес, — это не только сложности, но и шанс стать сильнее. Фраза о том, что «кризис — время возможностей», хоть и остается штампом, актуальности не теряет. Достаточно вспомнить, как пандемия обеспечила бум онлайн-сервисов. Кто из ритейла и компаний, оказывающих услуги, смог перестроиться, тот завоевал новые ниши на рынке. Хороший пример — взрывной рост фудтех-сервиса «Яндекса», который вырос более чем в 15 раз за 2020 и 2021 годы.

Уход некоторых брендов с отечественного рынка создает новые возможности для российских игроков, ведь покидающие нас компании теряют не только рыночные позиции, но и лояльность покупателей. Отчасти ситуация аналогична той, которая была в 2014—2016 годах. Например, в 2015-м Valio Group приняла решение увести из России сыры под брендом Oltermanni, в тот момент занимавшие 16% рынка. В конце 2016 года компания пересмотрела свое решение, однако доля Oltermanni уже упала до 1%. В марте 2022-го финский концерн решил приостановить деятельность в России, а в конце апреля стало известно, что права на бренд Viola в России, завод по выпуску плавленых и полутвердых сыров в Московской области и другие активы в России покупает ГК «Велком».

Будем откровенны: мы до конца не понимаем новой реальности. Что станет с экономикой в среднесрочной перспективе? Каким будет внешнее регулирование в сфере импорта товаров и технологий? Каким будет окончательный пакет мер правительства по поддержке бизнеса? Как финансовая система адаптируется к новой реальности и какой будет цена денег?

Список вопросов можно продолжать, однако их количество не повод для руководителей и владельцев бизнеса отказываться от обеспечения устойчивости своих предприятий, а также от поисков новых возможностей для развития. План первоочередных действий для обеспечения устойчивости включает как минимум восемь мер (мы писали о них в статье «Как пережить шторм. Восемь советов, как сохранить устойчивость бизнеса»). Это определение минимально жизнеспособной бизнес-модели, поиск альтернативных поставщиков, добавление гибкости структуре управления, анализ ключевых рисков и их влияния на оборотный капитал, поддержка персонала, четкие внешние и внутренние коммуникации, определение промежуточных контрольных точек для контроля за ситуацией.

Что касается трансформации стратегии, то это работа более масштабная. И тут стоит обратить внимание как минимум на четыре управленческие возможности.

1) Перестройка бизнес-модели. Во-первых, по-новому взгляните на рынки и каналы продаж, сегментацию клиентов и стратегических партнеров, постарайтесь найти новые ниши на внутреннем рынке после ухода иностранных игроков. В период коронавируса многие компании успешно перестроили бизнес-модели и активно развивали новые направления. Например, усиленное развитие получила вендинговая торговля («Азбука Вкуса» и «ВкусВилл» начали развивать микромаркеты в жилых домах, офисах и торговых центрах), был взрывной рост интернет-заказов, который повлек массовый запуск агрегаторов и сервисов онлайн-доставки, были созданы новые сервисы экспресс-доставки в партнерстве с такси.

Во-вторых, пересмотрите свой продуктовый портфель, предложите новые услуги для рынка. По данным исследований, только в России во время пандемии около 40% компаний перевели 75% своих сотрудников на дистанционный режим, что способствовало ускоренной цифровизации рабочих процессов и сервисов для населения. Фундаментальная трансформация и адаптация началась в различных направлениях и в том числе в сфере государственных услуг. Развитие портала gosuslugi.ru позволило оказывать населению социальные услуги без очного обращения (число визитов на gosuslugi.ru в мае 2020 года в сравнении с маем 2019-го выросло на 179%). Ускорилось внедрение инноваций в сфере медицины. Спустя два года после начала пандемии стали уже привычными услуги телемедицины, прорывной рост наблюдается в медицинских стартапах.

2) Скаутинг технологий. В текущих условиях для многих компаний остро встал вопрос импорта технологий и оборудования. И если в предыдущие годы многие организации активно занимались импортозамещением, то есть искали на отечественном рынке почти идентичную замену используемым технологиям и оборудованию, то сейчас разумно перейти от импортозамещения к скаутингу технологий. То есть идти от существующего предложения технологий на российском рынке, искать все применимые варианты и понимать, как их можно адаптировать к условиям конкретного производства. Для этого необходимо составить максимально широкий список новых технологий, проанализировать усилия по их адаптации для своих нужд и составить длинный список потенциальных поставщиков. Важно отметить, что скаутинг предполагает более плотную, чем раньше, работу службы закупок с поставщиками технологий и оборудования, поскольку, вам придется объяснять поставщикам свои специфические требования, а потом следить за тем, чтобы эти требования были технически выполнены.

3) Облегчение корпоративного центра. Заточите его на стратегическое развитие и непрерывное повышение эффективности, минимизируйте в нем все рутинные функции. Передайте транзакционные и стандартизированные функции (бухгалтерский и налоговый учет, кадровое делопроизводство, юридическая и ИТ-поддержка, сбор дебиторской задолженности) в общие центры обслуживания, а функционал с низкой стратегической значимостью и бизнес-рисками — стороннему подрядчику, регионализируйтесь. По нашему опыту, хорошим показателем численности сотрудников корпоративного центра может быть ~1% от их общего количества в компании.

4) Сокращение затрат (без ущерба для устойчивости процессов и социальной стабильности). Тут нужна системная работа по отбору краткосрочных инициатив, дающих быстрые результаты в первую очередь на высвобождение денежного потока, который может стать основой будущего роста и развития критичных направлений бизнеса. Наибольший эффект могут принести оптимизация в части закупок и последовательная работа по анализу себестоимости продукции (поверьте, там можно обнаружить много интересного). Наш опыт показывает, что методическая работа в этом направлении может принести до 30% эффекта по ряду статей затрат.

Очевидно, что многие из управленческих возможностей, о которых сказано выше, нельзя считать новыми. Но до некоторых их них не доходили руки, а для реализации других требовалось решительность линейного руководства, которой не всегда хватает. Стратегические изменения — это всегда риск. Сейчас степень этого риска выше, но и премия выросла. Возможности беспрецедентные и было бы здорово ими воспользоваться.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.