Чем удачные цифровые трансформации отличаются от неудачных | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем удачные цифровые трансформации отличаются
от неудачных

Три принципа, которые помогут добиться успеха в эпоху цифровизации

Авторы: Пол Лейнванд , Махадева Мэтт Мани

Чем удачные цифровые трансформации отличаются от неудачных

читайте также

Семь возрастов руководителя

Уоррен Беннис

Японский ответ Брекситу

Пол Мейдмент

Цель как средство

Анджан Такор,  Роберт Квинн

«Harvard Business Review — Россия» №128: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Если ваша компания занята «цифровизацией», то знайте, что вы такие не одни: бизнес уже много лет пытается поспеть за технологическими инновациями. Но COVID-19 резко ускорил реформы, ведь огромная часть нашей повседневной жизни (от покупок до работы) переместилась в онлайн.

Но не стоит путать эту волну ускоренных цифровых инициатив с настоящей бизнес-трансформацией, необходимой для успеха в цифровую эпоху. Цифровизация нужна скорее для того, чтобы продолжать работать в обычном режиме и «оставаться в игре», а цифровая трансформация — это создание реального долгосрочного конкурентного преимущества.

Бизнес вкладывает в цифровизацию огромное количество энергии и денег, но многие топ-менеджеры волнуются, что не успели вовремя принять важные решения, которые бы выделили их компанию. У них действительно есть повод для беспокойства: чтобы оставаться успешными в мире после COVID-19, нужно пересмотреть не только методы, но и основу работы. Нужно понять, что вы делаете, чтобы создавать ценность. Сколько бы проектов по цифровизации вы ни реализовали, нельзя рассчитывать на победу, если вы ничем не будете отличаться от конкурентов — а все они делают одно и то же, хотя и с разной скоростью.

Вместо этого нужно сделать шаг назад и фундаментально пересмотреть свой подход к созданию ценности. Компании должны пересмотреть свое место в мире, проанализировать создание ценности через экосистемы и трансформировать свою структуру, чтобы обеспечить новые пути создания этой ценности. То есть нужно самим создать свое будущее, признав, что мир фундаментально изменился, и обретя в нем свою миссию. Если вы не можете ответить на вопросы «Зачем мы здесь?» и «Какую уникальную пользу мы приносим своим покупателям?», то скорее всего, вы в лучшем случае лишь стараетесь выжить.

Мы изучили более десятка компаний, которые начали работать над своей трансформацией задолго до пандемии. Им удалось сохранить темп роста во время худшего экономического и медицинского кризиса на нашей памяти, и их коллективный опыт ощутимо отличается от действий других компаний, которые стремятся просто оцифровать то, что делают уже сейчас.

Первый пример — это Philips, которая еще до COVID-19 задумалась о своем будущем и решила провести реструктуризацию. Из многоотраслевого конгломерата, сконцентрированного на производстве, эта компания трансформировалась в организацию специалистов по медицинским технологиям, услугам и решениям в области здравоохранения. Их главный бизнес (производство ламп) ушел на второй план, и они переключились от массового производства и дистрибуции на разработку комплексных решений с использованием программного и аппаратного обеспечения, данных, клинического опыта и инсайтов на основе ИИ, способных поддержать обеспечение более качественного и дешевого здравоохранения.

После начала пандемии в Philips не только быстро разработали и запустили в массовое производство новый аппарат ИВЛ, но и снабдили его биосенсорами, отправлявшими информацию на платформу удаленного мониторинга, чтобы за зараженными пациентами с COVID-19 можно было безопасно ухаживать. Кроме того, в Philips запустили онлайн-портал, который помогает врачам в нидерландских больницах обмениваться данными об общих пациентах. Эта отрасль может пострадать от падения спроса после COVID-19, но пока что новая бизнес-модель помогла компании быстро выпустить новые решения и закончить прошлый год со стабильным ростом выручки.

Строительство традиционно считается ресурсоемкой и нетехнологичной отраслью. Но Komatsu, раньше продававшая строительное оборудование, перешла к лидерству в сфере умных цифровых строительных решений. Благодаря этому их клиентам удалось резко увеличить эффективность и отдачу от капиталовложений, хотя за последние 20 лет продуктивность в строительстве почти не росла.

Сначала Komatsu выпустила строительную технику с GPS, цифровыми картами и сенсорами и датчиками для интернета вещей, чтобы покупатели могли работать с ней более эффективно. Но после этого компания сделала следующий шаг вперед и открыла платформу Landlog, которая помогает клиентам, конкурентам и другим игрокам строительной экосистемы координировать деятельность и улучшать общую производительность своих продуктов. Эти инновации, внедренные еще до COVID-19, позволили Komatsu развить и масштабировать новые источники доходов через управляемые сервисы и автоматизированные платформы — и даже ускорили вывод новых предложений после начала пандемии несмотря на падение активности строительного сектора.

Еще один пример — Microsoft, которая за последние пять лет превратилась из крупнейшего в мире вендора ПО в поставщика технологических решений (состоящих из аппаратных, программных, сервисных и облачных компонентов), помогающего B2B- и B2C-клиентам повысить эффективность и улучшить повседневную жизнь. Компания полностью преобразила свою старую структуру. Теперь ее главная цель не вывод продуктов на массовый рынок, а создание команд, ориентированных на решения, которые стремятся объединять множество кросс-функциональных навыков и подстраивать сервисы под нужды конкретного покупателя.

Прояснив свою миссию и создав новую структуру с командами, ориентированными на решения, после начала пандемии Microsoft была готова «выйти на передовую и помочь тем, кто находится на передовой», отмечал CEO компании Сатья Наделла в своем письме сотрудникам. Компания достигла исторического роста выручки от облачных решений — например, благодаря тому, что помогла университетам полностью перенести свой «бизнес» в онлайн. Еще 10 лет назад компании недоставало скорости и гибкости в реакции на нужды отдельных клиентов, хотя она и была одним из лидеров в цифровой сфере.

Из этих трех примеров, а также опыта других изученных нами компаний мы поняли, что руководители, которые хотят обеспечить будущее своей организации, должны сделать следующее.

Пересмотреть свое место в мире, а не пытаться оцифровать то, что они делают уже сейчас. Компании, успешно трансформирующиеся в цифровую эпоху, определяют свою миссию как яркую ценность, которую приносят своим клиентам (и клиентам своих клиентов), и ищут ее источник. Они не хотят копировать остальных, а исполняют собственную миссию, инвестируя в то, что выделит их из толпы и позволит им достичь цели. Чтобы пустить корни на новом месте, от них зачастую требуется отказываться от старых бизнес-моделей, активов и убеждений о создании ценности.

Создавайте ценность через экосистемы вместо того, чтобы пытаться создавать ее самостоятельно. Успешные компании цифровой эпохи понимают: чтобы оставаться актуальными, нужно сотрудничать с другими игроками и создавать амбициозные предложения, полезные для клиентов, быстрее проводить инновации и масштабировать невероятные возможности. А для этого нужно, чтобы лидеры смелее думали о создании ценности, понимали, чем действительно должна владеть их компания, и были готовы открыться для конкуренции и отказаться от традиционных источников доходов, решая фундаментальные потребности клиентов.

Преобразите свою организацию, чтобы создать новую модель создания ценности, а не требуйте от сотрудников работать по-новому, оставаясь в рамках старой модели организации. Успешные компании цифровой эпохи разрушают старые иерархии, чтобы вместе развивать новые идеи и возможности. Они создают команды, ориентированные на результат, и поручают им сотрудничать с другими отделами компании и партнерами по экосистеме, чтобы создать уникальные (и зачастую кросс-функциональные) возможности, которые нужны для победы.

Конечно, руководителям придется решать важные вопросы: сколько изменений они готовы принять, как быстро можно менять ход своего работающего бизнеса, как далеко новая стратегия должна находиться от сегодняшних возможностей и как лучше управлять трансформацией. Но не нужно использовать эти вопросы как отговорки, чтобы сохранить текущую бизнес-модель. Без фундаментальной трансформации цифровизация — это путь в никуда. Вспомните слова Питера Друкера: «Менеджмент — это умение делать вещи правильно. Лидерство — это умение делать правильные вещи». Сейчас руководители должны сделать шаг вперед, отказаться от старых привычек и стать лидерами цифровой эпохи.

Об авторах

Пол Лейнванд (Paul Leinwand) — глобальный управляющий директор по функциональной стратегии и росту в подразделении стратегического консалтинга PwC. Cоавтор нескольких книг, в том числе Strategy That Works: How Winning Companies Close the Strategy-to-Execution Gap (HBR Press, 2016) и готовящейся к выпуску Beyond Digital: How Great Leaders Transform Their Organizations and Shape the Future. (HBR Press, 2021).

Махадева Мэтт Мани (Mahadeva Matt Mani) — глава трансформационной платформы PwC. Консультирует топ-менеджеров по вопросам трансформаций бизнес-моделей. Соавтор готовящейся к выпуску книги Beyond Digital: How Great Leaders Transform Their Organizations and Shape the Future. (HBR Press, 2021).