Как организовать неформальное общение между сотрудниками на удаленке | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как организовать неформальное общение между сотрудниками
на удаленке

Четыре правила продуктивной нерабочей беседы

Авторы: Джессика Метот , Эллисон Габриэль , Патрик Даунс , Эмили Росадо-Соломон

Как организовать неформальное общение между сотрудниками на удаленке

читайте также

«Читаю мысли»: как измерять эффективность сотрудников с помощью данных о мозге

Александре Гонфалоньери

Страсть и ненависть в офисе

Владимир Рувинский

На передовой: опыт нью-йоркской больницы в борьбе с Covid-19

Риши Хаккар

Как грамотно распоряжаться рабочим временем

До пандемии COVID-19 и введения мер социального дистанцирования неформальное общение друг с другом было для большинства из нас повседневным ритуалом в офисе. Мы привыкли здороваться с коллегами на парковке, перед началом совещания болтать о том, как провели выходные, и делиться семейными историями с нашими приятелями на рабочем месте. Несмотря на то что эти разговоры могли занимать всего несколько минут, они были очень важны для укрепления эмоциональных связей между сотрудниками.

Легкие непринужденные разговоры на работе ценны еще и потому, что они помогают нам расслабиться, чтобы потом плавно перейти к более серьезным темам на переговорах и собеседованиях, к обсуждению коммерческих предложений и аттестации работников. Те интересные подробности, которые мы узнаем о наших коллегах — например, то, что они играют на гитаре или любят собак, помогают достичь взаимопонимания и укрепляют доверие. Кроме того, исследования показывают, что случайные встречи и спонтанное общение в офисе могут стимулировать сотрудничество, так как они помогают повышать креативность, производительность труда и раскрывать творческий потенциал. Многие говорят, что светская беседа заряжает их энергией и заставляет чувствовать себя «нужными». «Коллегам вовсе не обязательно знать все детали вашей жизни, но это определенно помогает каждому почувствовать себя частью социума», — сказал нам один из сотрудников бухгалтерской фирмы. Неудивительно, что многие из нас после массового перехода на удаленную работу из-за пандемии скучают по общению с коллегами.

Есть и те, кто очень скептически относится к неформальным разговорам в офисе. Они говорят, что такое общение провоцирует тревожность, и считают его нелепым и неискренним — пустой тратой времени и почвой для сплетен. Некоторые даже на деловые встречи приезжают точно вовремя, чтобы избежать необходимости поддерживать светскую беседу. Общение между коллегами в офисе представляется чем-то вроде социального парадокса, и возникает вопрос: действительно ли оно приносит пользу для повседневной жизни работников или же нет?

Чтобы это выяснить, до пандемии мы проводили исследование с участием 151 сотрудника в течение 15 рабочих дней подряд. Мы решили выяснить, как много времени ежедневно тратится на разговоры в офисе, какие положительные эмоции вызывает такое общение (доброжелательность, самоуважение и чувство благодарности) и как оно влияет на сосредоточенность. В конце каждого дня участники исследования сообщали о своем психологическом состоянии и контактах с окружающими.

Результаты показали, что неформальное общение на работе поднимает настроение и одновременно отвлекает. В дни, когда его было больше, чем обычно, люди испытывали положительные эмоции и меньше уставали. Они также были готовы помогать своим коллегам, но в то же время чувствовали себя менее сосредоточенными и вовлеченными в свои должностные задачи, и это ограничивало их способность оказывать поддержку. Однако мы обнаружили, что те работники, которые лучше умели понимать других и поддерживать беседу, с меньшей вероятностью сообщали, что их раздражают светские разговоры. По нашим наблюдениям, подобные беседы не должны быть слишком личными или продолжительными. Таким образом, для нас стало очевидно, что в неформальном общении в офисе больше плюсов, чем минусов, и с этими недостатками вполне можно справиться.

Учитывая, что в настоящее время организации ищут оптимальную стратегию удаленной работы после пандемии, им требуются методы, позволяющие интегрировать коммуникации между сотрудниками. Хорошая новость заключается в том, что виртуальное пространство предоставляет потрясающую возможность сделать социальное взаимодействие более продуктивным. На основе наших исследований мы предлагаем руководителям и работникам следующие варианты.

Поощряйте новые социальные ритуалы. Работа на дому стирает границы между профессиональной деятельностью и личной жизнью, и без таких рутинных действий, как ежедневные поездки в офис, которые обычно отделяют одно от другого, многим сотрудникам достаточно сложно провести черту. Легкая светская беседа может помочь отвлечься от «домашней» роли и настроиться на рабочий лад. Вот почему в начале каждой встречи рекомендуется выделять время, чтобы участники поприветствовали друг друга, обменялись комплиментами и шутками. Это также поможет задать позитивный тон для встречи.

Другая тактика включает создание «виртуальных залов» в Slack или Teamwork, где команды могут общаться и проводить регулярные виртуальные чаепития, викторины и счастливые часы в неформальной обстановке. Недавнее исследование INSEAD, в котором приняли участие более 500 специалистов, работающих удаленно по всему миру, показало, что успешные команды целенаправленно планируют встречи для общения, включающие интеллектуальные игры и совместное прослушивание музыки, обмен списками понравившихся книг и фильмов. Безусловно, поначалу это обязательное «развлечение» могло казаться немного странным, однако сотрудникам, которые не участвовали в таких ритуалах, впоследствии было намного сложнее адаптироваться к новой форме работы и общаться с коллегами.

Организуйте «случайные встречи». Некоторые организации нашли творческие способы обеспечить неформальное виртуальное взаимодействие между сотрудниками. Например, компания Spark Collaboration предлагает работодателям организовать офисный «видеочат-рулетку», который произвольно подбирает двух незнакомых друг с другом сотрудников для коммуникации в реальном времени. Один из клиентов Spark из международной юридической фирмы объяснил: «Во время пандемии для нас было важно убедиться, что сотрудники по-прежнему продолжают общаться и знакомиться друг с другом, как и во время работы в офисе, ведь это необходимо для укрепления связей и развития сотрудничества и инноваций, а также очень полезно для построения отношений между людьми». Такие платформы, как Airmeet, созданы для быстрого виртуального нетворкинга. Одним из их возможных преимуществ является то, что эти сервисы доступны для всех и дают возможность налаживать новые контакты.

Придерживайтесь идеального сценария для разговора. И руководители, и работники должны следить за тем, чтобы неформальное общение на работе не велось в негативном ключе. Светская беседа должна быть вежливой, не слишком серьезной и сосредоточенной на нейтральных темах, таких как погода, спорт и сериалы. Нельзя допускать сплетен, особенно об организации или о других сотрудниках, результатом чего будут грубость, бесцеремонность и отсутствие доверия друг к другу. Топ-менеджерам необходимо следить за тем, чтобы работники не обсуждали такие потенциально спорные вопросы, как религия, политика и личные отношения. Также важно избегать чрезмерной откровенности: делиться своими глубокими переживаниями вполне естественно, если вы встретились с другом за чашкой кофе, но не тогда, когда вы приветствуете офисного знакомого. На вопрос «Как дела?» будет дурным тоном разглагольствовать о том, как плохо прошел ваш день. Тем не менее во время пандемии стало нормальным говорить «Надеюсь, вы и ваша семья в безопасности» — и признавать чувства беспокойства и тревоги.

Подчеркивайте положительные стороны. Делая акцент на том, что неформальные разговоры в офисе могут быть полезны для сотрудников и финансовых результатов компании, можно завоевать симпатии тех людей, которые склонны замыкаться в себе. Поощряйте стремление работников заботиться о своем социальном здоровье, устраивайте ежедневные перерывы для общения. Наши исследования показывают, что оно помогает восстановить силы и справиться с выгоранием, несмотря на то что, на первый взгляд, это может показаться нелогичным (особенно когда нет времени на беседы и горят сроки). Новые онлайн-приложения, такие как Water Cooler, позволяют сотрудникам выбирать время, чтобы поговорить с коллегами об общих интересах, хобби или спорте. Поскольку программа позволяет устанавливать четкие интервалы для общения, работе оно не помешает (при личной встрече это контролировать невозможно).

Сотрудники также могли бы задать себе следующие вопросы: «Чувствовал ли я себя сегодня социально активным?», «К кому я могу обратиться, если мне потребуется поддержка?» и «Какие отношения для меня наиболее важны?» Полезно и просто перекинуться парой фраз с коллегами, это поможет справиться с чувством одиночества. Несмотря на простоту, этот подход чрезвычайно эффективен: исследования показывают, что работники испытывают наибольшее чувство принадлежности к коллективу, когда коллеги просто пишут по электронной почте, чтобы узнать, как у них дела.

В череде бесконечных совещаний в Zoom и новых проблем на работе и в жизни не стоит недооценивать значимость неформального общения. Тот факт, что мы можем работать дистанционно, не означает, что разговоры с коллегами больше нам не нужны. Пожалуй, они могут быть даже важнее, чем когда-либо, ведь они помогают нам каждый день использовать новые возможности для коммуникации друг с другом и преодолевать виртуальный барьер.

Об авторах

Джессика Метот (Jessica R. Methot) — доцент, преподаватель курса управления персоналом в Школе менеджмента и трудовых отношений Ратгерского университета, почетный профессор-исследователь менеджмента в Бизнес-школе Университета Эксетера. Ее исследовательский опыт сосредоточен на организационных социальных сетях и общении сотрудников.

Эллисон Габриэль (Allison S. Gabriel) — доцент и научный сотрудник на кафедре менеджмента и организаций Колледжа менеджмента Эллера Университета Аризоны. Тема ее исследований — эмоции, которые люди испытывают на работе, восстановление эмоционального состояния сотрудников, стрессовые факторы в межличностном общении, взаимоотношения на работе, мотивация и благополучие сотрудников.

Патрик Даунс (Patrick Downes) — доцент, преподаватель менеджмента и лидерства в Школе бизнеса Нили при Техасском христианском университете. Его исследовательские интересы включают исследование коммуникации между сотрудниками и их мотивации.

Эмили Росадо-Соломон (Emily Rosado-Solomon) — доцент кафедры менеджмента и управления персоналом Университета штата Калифорния в Лонг-Бич. Исследует влияние межличностных отношений на работу и адаптацию сотрудников с психическими заболеваниями.