читайте также
«Автор феноменального курса по запускам в Instagram», «самый высокооплачиваемый менеджер по продвижению блогеров», «главный специалист по SMM в РФ», «мастер глубинной эмпатии», «тренер трансформации». Все это — выдержки из профилей пользователей соцсетей. Виртуальное пространство превратилось в настоящую ярмарку тщеславия, нечто похожее происходит и в реальном мире. Преувеличение собственных заслуг и рассказы о невероятных планах — сегодня обычное дело. По статистике, люди лгут в среднем два раза в день. Но иногда кажется, что кое-кто дважды в день говорит правду.
В прессе и деловой литературе можно встретить истории предпринимателей, которые в разные периоды жизни приукрашивали действительность или кого-то серьезно обманывали. Подобные примеры нередко подаются в позитивном ключе как иллюстрация находчивости и ума. Мол, такое поведение необходимо для развития бизнеса, особенно на старте, когда нужно убедить стейкхолдеров в перспективности идеи. Искажение правды часто ассоциируется с предпринимательством: в России даже есть поговорка «не обманешь — не продашь». Пару лет назад ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого 62% респондентов заявили, что не верят в ведение честного бизнеса в нашей стране.
Благодатную почву для процветания лжи создает толерантность к ней. В России люди долгое время думали одно, а говорили другое, и сегодня откровенных врунов назначают на высокие посты, а правдолюбов преследуют. Значительная часть общества воспринимает такую ситуацию как должное. И многие продолжают общаться и вести дела с теми, кто был когда-то уличен во лжи.
Как пишут авторы статьи «Почему врут предприниматели», отступление от истины — это скользкий путь, который может привести к откровенному мошенничеству. Чтобы уменьшить количество лжи в окружающем пространстве, нужно поддерживать отношения с людьми, для которых этические нормы — не пустой звук, и научиться убеждать других, не отступая от правды. Подробнее о техниках, помогающих это сделать, читайте в номере.
Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор журнала «Harvard Business Review Россия».
* деятельность на территории РФ запрещена