Цель как средство | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Цель как средство

Анджан Такор , Роберт Квинн
Цель как средство
Иллюстрация: Geoff McFetridge

Когда Гэри Андерсон стал президентом крупной энергетической компании DTE Energy, он не верил, что высокая цель обладает какой-либо особой мобилизующей силой в бизнесе.

Традиционно миссия компании фокусируется на том, как создать экономическую ценность. У DTE в миссии были прописаны цели увеличения акционерной стоимости, и Андерсон не сомневался, что это очень важно.

ИДЕЯ КОРОТКО


Проблема
Многие сталкивались с подобным: cотрудники не заинтересованы в работе, не наращивают свой потенциал. Менеджеры усиливают контроль, ­но ничто не меняется.

Причина
Менеджмент обычно исходит из общих экономических предпосылок, согласно которым главный интерес наемного работника — заработок. Это воспринимается как непреложная истина.

Решение
Объединив работников вокруг высших целей, руководитель может воодушевить их на более творческий и энергичный труд. Сотрудники более ответственны и вовлечены в работу, если видят в ней высший смысл. Они более инициативны, стремятся учиться новому.

Но сверхзадачи не связаны с экономическими достижениями. Они лежат в сфере высших потребностей, помогают сотрудникам проникнуться смыслом работы и поддерживают их усилия. Как и многие руководители, с которыми мы говорили в рамках исследования, Андерсон, возглавив компанию, сомневался в необходимости постановки сверхзадачи. Концепция высших целей не соответствовала его чисто экономическому подходу к предназначению фирмы.

Однако в 2008 году разразился кризис, и нужно было мотивировать людей. Докризисные опросы показывали, что вовлеченность сотрудников не на высоте, а теперь настала пора отдавать работе больше сил. Классическая ситуация: работникам трудно отойти от привычки к безынициативности. Они не ищут новых подходов и решений, не стремятся реализоваться полностью. Андерсон не знал, как это переломить.

Как раз в это время один из членов совета директоров DTE, гендиректор финансово-страховой компании для военных USAA, генерал в отставке Джо Роблес, пригласил его в колл-центр USAA. Андерсон ожидал увидеть там обычную рутину, но атмосфера колл-центра оказалась совершенно иной: сотрудники вместе решали вопросы клиентов, проявляя инициативу и добиваясь результата. «Главная задача руководителя — объяснить сотрудникам, ради чего они трудятся», — объяснил ему Роблес. В возглавляемой им USAA все проходили четырехдневный курс ориентации — своего рода приобщение к культуре компании. Еще до начала работы каждый дает обещание делать все возможное для тех, кто служит родине, — военных и членов их семей. Компания тратит на ориентацию значительные средства, ведь у нее более 20 тыс. сотрудников. Сформированные на этих тренингах ценности обсуждают на встречах в мэрии и на других площадках, где работники разного уровня задают вопросы и вносят предложения о том, как лучше выполнить миссию.

До кризиса Андерсон наверняка решил бы, что рассказ Роблеса — пустые призывы. Но экономический спад и возникшее ощущение тупика в собственной компании заставляли переосмыслить миссию управленца в целом. Андерсон был подготовлен к восприятию нового.

советуем прочитать

Об авторах

Анджан Такор Профессор финансов, директор докторской программы Школы бизнеса Олина Университета Вашингтона в Сент-Луисе

Роберт Квинн Заслуженный профессор Школы бизнеса Росса Университета Мичигана

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как вам поможет эмоциональный интеллект
Дэниел Гоулман,  Ричард Бояцис,  Энни МакКи
Почему роботы не делают людей счастливее
Тобиас Шлагер,  Фабиан Ниндл,  Эмануэль де Беллис,  Эшли Уилланс